Найти тему
Ирочка Кочанова

Рецензия на фильм: "Непонятый"

Ранние рецензии на "Непонятый", третью режиссерскую работу женщины эпохи Возрождения Азии Ардженто, написанную в прямом эфире, описали ее как автобиографическую историю. Это верно до определенного момента—существует множество параллелей между тем, что известно о ее жизни, и тем, что она показала на экране. Однако вместо того, чтобы просто создать эквивалент дневника на большом экране, которым он мог бы стать в меньших руках, она превратила свой опыт в повествование, которое может быть понято и оценено зрителями, которые приходят в фильм без каких-либо серьезных знаний о ее личной истории. Результатом является иногда странная, иногда жестокая и иногда прекрасная работа, которая поднимается на полку вместе с "Океаном Хелены Ли" и "Девичеством" как одной из самых впечатляющих историй о взрослении в последнее время.

Действие фильма разворачивается в 1984 году, в центре внимания Ария (Джулия Салерно), девятилетняя итальянская девочка, дочь известной кинозвезды (Габриэль Гарко) и знаменитой концертной пианистки (Шарлотта Генсбур). На первый взгляд, это звучит как идеальная жизнь, но для Арии все далеко не так. В школе она очень умна, но другие дети и учителя, возможно, обиженные ее происхождением, относятся к ней как к уродке, а ее единственная подруга-одноклассница Анжелика (Элис Пи), с которой она время от времени тайком курит и балуется игрой в куклу Барби, которая выходит далеко за рамки рекомендуемого возрастного ограничения на коробке. Что касается ее домашней жизни, мы получаем раннее представление о том, как это происходит на чрезвычайно напряженном семейном ужине с участием ее, ее родителей и сводных сестер—чудовищной дочери папы Лукреции (Каролина Поччиони) и несколько более милой дочери мамы Донатины (Анна Лу Кастольди), которая быстро превращается в жестокую драку, в которой ее родители злобно рвут друг друга, в то время как сводные сестры встают на сторону своих родителей и оставляют Арию в середине.

Неудивительно, что вскоре после этого отец Арии уходит, забрав с собой Лукрецию, но жизнь Арии заметно не улучшается. Ее мать дает туманные обещания, что они скоро отправятся в круиз по Карибскому морю, но когда приходит время, она на самом деле отправляется с одним из многих неряшливых парней, которых она заводит, и Арию отправляют к отцу, где Лукреция живет как королева, и она, по сути, изолирована в комнате, где накапливается весь остальной нежелательный хлам. По пути Ария заводит черного кота по имени Дак, и в конце концов они становятся неразлучными. Папа не совсем в восторге от этого развития событий, так как он гипер-суеверен и в конце концов отправляет ее собирать вещи обратно к матери, бросая много ругательств за обратную поездку.

Это начинается с того, что она курсирует между двумя домами, где на нее смотрят в основном как на неудобство два яростных эгоиста и недолго терпят, пока один из них не отправит ее паковать вещи по прихоти, когда она встанет у них на пути. В какой-то момент они оба одновременно пинают ее, и она заканчивает тем, что проводит ночь на улице, что, как это ни парадоксально, является одним из ее самых счастливых моментов. В школе все одинаково непросто, когда Анжелика начинает тусоваться с одной из популярных дрянных девчонок, а мечтательный парень, в которого она влюблена, отказывается уделять ей время, создавая сюжетные нити, которые жестоко сходятся во время сцены, когда Ария устраивает вечеринку в пустующем доме своего отца, которая быстро идет наперекосяк.

Как актриса, Азия Ардженто—одна из тех властных личностей, одно присутствие которых вызывает определенный электрический разряд в любом фильме, достаточно умном, чтобы включить ее-с ее жестоким отношением, острым умом и дикой чувственностью, она может превратить даже самый обыденный материал в своего рода кинематографический акт сорвиголовы, от которого вы не можете оторвать глаз, пока она на экране.

Как режиссер, она смогла сохранить многие из этих качеств в своих первых двух режиссерских работах, откровенно автобиографической "Алой диве" (2000), в которой она сыграла молодую актрису, склонную к саморазрушению, и "Сердце обманчиво превыше всего" (2004), тревожный портрет самого кошмарного детства, которое только можно себе представить. "Неправильно понятое" знаменует ее возвращение в режиссерское кресло после одиннадцатилетнего отсутствия, и, хотя она сохранила многие из этих качеств-как можно больше, когда имеет дело с историей о девятилетней девочке,—она также добавила ряд новых стрел в свой режиссерский колчан, которые, несомненно, привлекательны.

Хотя история открыто вдохновлена ее собственной жизнью (технически"Ария" - настоящее имя Ардженто) и, безусловно, является для нее личной во многих отношениях (вплоть до роли ее собственной дочери Кастольди в роли Донатины), она работала здесь, чтобы сделать этот фильм более доступным, чем ее предыдущие усилия. В то время как эти проекты, какими бы превосходными они ни были, своими безжалостно мрачными тонами создавали некоторую тяжесть, Ардженто удается найти определенную степень черного юмора среди мрачных в остальном разбирательств, что помогает ему в основном освободиться от приторной жалости к себе, в которую он всегда, кажется, балансирует на грани. Визуально это также чудо, поскольку оператор-ас Никола Пекорини создает необычный образ, который отдает дань супер-стильным эпосам ужасов от отца Ардженто, Дарио. Ардженто также получает ряд сильных выступлений от своего актерского состава—Салерно-настоящая находка в роли юной Арии, а Поччиони и Генсбур одновременно веселы и ужасны как два человека, которым, вероятно, никогда не следовало позволять стать родителями.

"Неправильно понятое" делает неверные шаги только в последние моменты, когда Ария прямо обращается к аудитории и объясняет: "Я говорю вам все это не для того, чтобы заставить вас пожалеть меня, а просто для того, чтобы вы лучше поняли меня и, возможно, были немного добрее." Проще говоря, этот кусочек не работает, потому что он заставляет фильм скатиться в то слащавое состояние, которого он так ловко избегал до конца своего времени. Это также неуклюжая попытка продать нам персонажа, которого большинство из нас к тому времени уже будут обожать. Да, Арии приходится нелегко, но когда мы видим, как она преодолевает минное поле своего подросткового возраста, мы уже видим сильную и жизнерадостную женщину, которой она обязательно станет-такую женщину, которая однажды оглянется на эти прошлые страдания с определенной долей юмора и самосознания и, возможно, даже превратит эти душевные страдания в фильм, мало чем отличающийся от этого.