Найти тему
Avanta Russia

Истории успеха: Федор Овчинников

Основатель «Додо Пицца» Федор Овчинников владеет сетью пиццерий с одноименным названием и рекордной выручкой, превышающей млрд. рублей в год. У бизнесмена много интересных франчайзинговых и инвестиционных проектов.

Федора Овчинникова не зря называют самым «открытым» бизнесменом: каждый желающий может узнать тонкости производственного процесса и финансового оборота. Согласитесь, необычно?

История успеха Федора Овчинникова и его бизнеса в лице группы "Додо Пицца" основывается на трех направлениях развития компании:

  1. На расширении сети розничных заведений, которые специализируются на быстром питании.
  2. На совершенствовании франчайзи-продукта, нацеленного на выдачу разрешений для открытия партнерских пиццерий под тем же брендом.
  3. На развитии дополнительной фирмы, деятельность которой направлена на совершенствование программных информационных систем, помогающих в управлении бизнесом.

Мы бы никогда не узнали историю Федора Овчинникова, если бы помимо создания самого популярного продукта (пиццы), он не вкладывался в:

  • тестирование технологического ПО;
  • регулярное создание и проверку новых рецептов;
  • внедрение новых бизнес-моделей;
  • использование нетипичных маркетинговых решений.

Амбиции плюс креатив – вот простая формула успеха, на ней и строилась его биография. Правило он применял с самых первых стартапов. А таким стал книжный магазин, который Федор решил открыть в родном Сыктывкаре. Начальный капитал всего в 50 000 рублей не располагал к экспериментам. Чтобы взять кредит в 400 000, Федор схитрил: сказал, деньги нужны для ремонта квартиры (на открытие бизнеса банк не предоставлял). Еще 100 000 рублей взяты в долг у друзей и родственников.

Поскольку денег хватало впритык лишь на открытие, никакой рекламной раскрутки не предвиделось. Но уже тогда будущий основатель "Додо Пицца" Федор Овчинников понимал выгоды продвижения на основе технологий и интернета.

Бизнесмен запустил собственный блог, в котором рассказывал о всех нюансах и тонкостях открытия и управления бизнесом. В итоге, многие читатели стали активными клиентами, которые приходили посмотреть на магазин и покупали литературу не только для себя, но и из соображений поддержки интересного автора блога.

Успешная история Федора Овчинникова в сфере руководства и развития сети книжных магазинов объясняется все теми же личными принципами:

  • Его точки специализировались на ответственном подборе лучшей и качественной литературы.
  • В его магазинах практически в 100% случаев можно было найти новые и востребованные издания.
  • Каждый коллекционер мог найти редкие экземпляры.

В конечном счете успешный проект перерос в 8 полноценных торговых точек, а название было изменено в "Книга за книгой". Всего три года потребовалось бизнесу Федора Овчинникова для того, чтобы 12-месячный оборот достиг суммы в 2 млн долларов США.

К сожалению, будущий
кризис 2008 года, падение интереса к книгам и общая нестабильность экономики вынудили бизнесмена к продаже собственной доли в бизнесе за относительно небольшую сумму денег. Но эта неудача и стала толчком для развития в принципиально ином направлении, с которым биография Федора Овчинникова ассоциируется сейчас.

"Как это часто и бывает, беда вынуждает меняться, а перемены оборачиваются добром. И когда потом оглядываешься назад, уже не знаешь наверняка, а можно ли назвать бедой то, что случилось",

– говорит предприниматель годы спустя.

Федор уезжает в Санкт-Петербург и начинает работать....в обычной пиццерии. Papa John’s и McDonalds распахнули двери перед стажером, еще не зная, что найдут в его лице будущего конкурента. Работа в заведениях фастфуда помогла Федору понять организацию изнутри и сделать свои выводы. Через некоторое время герой возвращается домой и берет новый кредит – так открылась компания «Додо Пицца».

-2

Ниша выбрана неуникальная – многие компании уже предлагали приготовление и доставку пиццы на дом. Требовалось найти что-то свое, и, кажется, у Федора это получилось – в основу бизнеса легли полная открытость, технические инновации и контроль самого Овчинникова за каждым этапом процесса.

Многие не верили в успех будущего предприятия и отговаривали бизнесмена от создания такого регионального предложения. Никто не делал прогнозов, что компания вырастет в федеральную сеть. Но всё получилось: в 2011 году с небольшого полуподвала и арендованного оборудования году фирма буквально за полгода достигла выручки в 1 млн. рублей. Прошло еще шесть месяцев, а показатели увеличились вдвое. В чем секрет?

Конкуренты у Овчинникова были серьезные — Domino's, Papa John's и Pizza Hut. Но бизнесмен обошел их, используя собственные стратегии:

  1. Фирменный рецепт. Конечно, это был не основной, но весомый аргумент в пользу выбора продукта клиентом. В поисках участвовал сам Федор.
  2. Удобство доставки предполагает снижение вкусовых качеств предложения? Забудьте про этот миф. Путеводной звездой стала концепций Artisan Pizza Delivery (пицца ресторанного качества с доставкой).
  3. Создание собственного софта – компанией управляет IT-система Dodo IS. Она повышает деятельность отдельно взятых пиццерий и всей сети. Это повышает эффективность производственного процесса и оптимизирует работу.
  4. Новое ведение инвестиционной политики – привлечение вкладов частных инвестиций.
  5. Наконец, бизнесмен продолжает вести блог, в котором открыто, не таясь, рассказывает о своих планах и будущих проектах. Сам процесс открытия пиццерии, вся прибыль и убытки – как на ладони перед своими читателями.
-3

На сегодняшний день группа «Додо Пицца» представляет собой три компании:

  • сеть розничных заведений, в которой производится сама пицца;
  • франчайзи-продукт с поддержкой партнерских пиццерий;
  • фирма по разработке информационных систем.

В розничной сети не только создается сам продукт – здесь тестируются различные технологии, проверяются новые рецепты, внедряются бизнес-процессы и проверяются маркетинговые решения. Если говорить о самой кухне, то и здесь Федор действует по принципу тотальной открытости: все интересующиеся могут наблюдать за приготовлением своего заказа по веб-камерам. Хотите личную экскурсию? Её тоже проведут в любой момент.

А уже во время этой экскурсии посетители убеждаются, насколько ответственно относятся к приготовлению пиццы – здесь тщательно следят за гигиеной и свежестью, никто не имеет права зайти без специальных бахил и шапочек. Сотрудники не могут съесть ни одного куска пиццы, не заплатив за нее. Такое отношение идет на пользу, мотивируя персонал выполнять свою работу качественно и как можно лучше.

В любой пиццерии, работающей под этой торговой маркой, дают обещание: пиццу предоставят за 60 минут или… бесплатно. Это что касается доставки. В залах работает формат «доставка до кассы». Здесь нет официантов: работа настолько оптимизирована, что гости получают свой заказ в коробках. Это позволяет не конкурировать с ресторанами – даже, наоборот, в заведениях всегда весело, атмосферно и уютно.

Федор признается: у его мастеров, может, и не быть особых талантов, они ориентируются на проверенные формулы и ингредиенты. Это помогает создать сильный продукт – всегда свежую, горячую и вовремя поданную пиццу.

Нет секретов: была создана система, помогающая стабильно получать вкусную пиццу на свежем тесте. Весь процесс приготовления занимает 12 минут. Технология каждого рецепта сбалансирована – ей легко следовать.

Проводилась работа и над вкусовым содержанием продукта. И здесь пиццемейкерам помогают рекомендации по строгой дозировке ингредиентов. Это помогло «поймать двух зайцев» даже в работе новичка:

  1. Держать качество пиццы благодаря тому, что составляющие кладутся «не на глаз».
  2. Контролировать расход.

Оптимизация процессов коснулась и работы с тестом – вычислена идеальная температура для выпечки. Овчинников пошел еще дальше: написан учебник, который позволяет приготовить требуемый продукт.

Бизнесмен ввел фанатичный контроль за качеством на каждом этапе системы. Все залы спроектированы с открытой кухней – гости видят из чего и как готовится пицца.

Контролю за качеством способствуют и многочисленные проверки. Среди них – популярное исследование «Тайный покупатель». Такие агенты проверяют пиццерии восемь раз за месяц, а оценка идет по 118 критериям. Отчеты далее поступают в руки судей, которые выставляют оценки.

Рейтинг публикуется на специальном сайте: по его результатам лучшие из пиццерий получат бонусы, а если у кого-то были систематические провалы – такое заведение исключается из сети. Конечно, на эмоциях никто не работает: расстаются только с теми, кто намеренно пренебрегает рекомендациями и портит имя бренда перед клиентами.

Овчинников сформировал уверенность: продукт – это не только еда, но и сервис. Детали продумываются до мельчайших подробностей для того, чтобы пиццерия стала любимым местом отдыхом всех зашедших в неё.

Маркетинговые акции настроены на повторные покупки клиентов. Не менее чем раз в два месяца придумываются и рекламируются новые предложения. А для постоянных клиентов действуют бонусные программы.

-4

Не останавливается на достигнутом наш герой Федор Овчинников: «Додо Пицца» всегда открыта для партнерских программ и предлагает открыть собственную пиццерию на франчайзинговых условиях. Обещанная окупаемость – в течение года с рентабельностью не менее 15%. Остальные детали обговариваются – это взнос, роялти, минимальный бюджет.

Помощь в запуске пиццерии по стандартам «додошников» началась в 2013 году – только за первые два года открылись партнерские представительства в Казахстане, России и Румынии. Позже присоединились Узбекистан, Эстония и Литва. В 2016 году пиццерии заработали в США, Китае и Кыргызстане. Каждому из них (и будущему тоже) обязательно помогали с продвижением – от маркетинговых материалов до самых разных фишек.

На сегодняшний день "Додо Пицца" Федора Овчинникова – это:

  • сеть пиццерий №1 в Российской Федерации;
  • 640 заведений в стране и, в общем, 696 – в мире;
  • наличие в более, чем 284 городах от самых западных до восточных регионов страны;
  • ежемесячная выручка всех ресторанов, входящих во франшизу, на отметке около 2 млрд рублей;
  • около 25 млрд годовой выручки;
  • качественный отбор франчайзи с опытом успешного построения бизнеса;
  • онлайн-контроль выручки франчайзи;
  • постоянный рост сети и ее узнаваемости;
  • уникальная облачная информационная система "Додо ИС", которая регулярно обновляется для удобства инновационного менеджмента;
  • условия франшизы: взнос – 350 тыс. рублей, роялти – от 3,5 до 5%, бюджет – от 6 млн рублей, рентабельность – от 15 до 25%, срок окупаемости – до трех лет.

"Додо" Федора Овчинникова привлекает как клиентов своим неизменным качеством, так и потенциальных бизнес-партнеров, неплохими условиями для вложений и будущей окупаемости/прибылей. Ведь сфера доступного общественного питания, основанного на таком блюде, как пицца, не терпит убытков даже в кризисные времена.

Федор Овчинников, основатель бренда Додо Пицца - пример яркого и целеустремленного бизнесмена, которому удалось развить свой бизнес из небольшой пиццерии в крупную сеть общественного питания. Его бизнес уже прочно закрепился на всероссийском уровне, и имеет серьезные международные амбиции. Огромный успех компании и вхождение в рейтинг 25 наиболее успешных молодых российских предпринимателей – это говорит о том, что к опыту Федора Овчинникова стоит прислушаться.

* Материал подготовлен Adecco Russia на основе информации из открытых источников и по материалам биографии Федора Овчинникова