В начале декабря 2016 года Западный скоростной диаметр (ЗСД) был полностью достроен и запущен в эксплуатацию. Он рассёк пополам Кольцевую автомобильную дорогу, практически не затронув своей инфраструктурой большую часть города, но кое где, всё же навсегда изменил городской ландшафт. «Пострадали» часть Кировского р-на, край Васильевского острова и Канонерский остров целиком.
Канонерский остров, в народе - «Канонерка», «Канары» и наконец «Остров под мостом». Сегодня поговорим о нём чуть подробнее.
Канонерский остров находится в Кировском районе: по соседству с Белым и Гутуевским островами, между Морским каналом и Финским заливом. В существование этой таинственной части города многие петербуржцы даже не подозревали: в конце XIX-начале XX веков некоторые жители видели его только на картах — там располагался завод и немногочисленные постройки для рабочих. До 1983 года на остров можно было попасть исключительно водным путем (он был изолирован от города) и только тем, кто имел пропуск в Морской порт или работал на Канонерском судоремонтном заводе. В 1983 году появился подземный тоннель, по которому теперь можно проехать.
Название острова дошло к нам с петровских времен, когда здесь стояла пушечная батарея. Она должна была защищать город от шведов. Пушкари, обслуживающие батарею в те времена назывались канонирами. Отсюда и название. Затем постепенно появилась морская инфраструктура – верфи и судоремонтный завод.
Сегодня от застройки тех времён практически ничего не осталось – ни кирпичных, ни, уж тем более, деревянных домов. Во время Великой Отечественной войны всё было разбито и разрушено нацистами. Однако во время блокады Ленинграда завод работал – корабли переделывали под военные нужды.
Центральной магистралью острова является Путиловская набережная, вдоль Морского канала, с жилыми домами и социальными объектами острова. Канал — это часть фарватера, по нему проходят все корабли, которым необходимо попасть в город или выйти из него. Здесь же проходят и паромы в Финляндию или прочую Швецию, потому что только в этом месте соответствующая глубина позволяет пройти огромным судам. Глядя как по каналу, неспешно идут суда, а слева виден порт Гутуевского острова с разнообразными кораблями и кранами – понимаешь, Санкт-Петербург действительно большой морской город и не важно, что в округе на десятки миль нет ни грамма солёной воды.
Жилая зона довольно маленькая: на острове проживает около пяти тысяч человек. Старинных зданий не сохранилось, однако одна постройка царских времен всё же есть, сегодня там разместились офисы Северо-Западной Судоремонтной Компании. Изначально постройка была предназначена для канонерских судоремонтных мастерских.
Но вернёмся к ЗСД, проходящую прямо над жилыми домами. «Ноги», на которых держится магистраль, напоминают конечности какого-то громадного инопланетного существа из фильма «Война миров», в котором монстры атакуют города земли. Как бы вы ни старались, но «змея» ЗСД всё равно попадётся вам на глаза с любой точки Канонерского острова. Местные жители к такому изменению городского ландшафта уже привыкли.
Где-то там, вверху, считай в поднебесье, жужжат автомобили, их практически не слышно, а здесь внизу всё как обычно. Немноголюдно, тихо и по-деревенски неторопливо. Каждый «островитянин» знает друг друга в лицо и при встрече обязательно поздоровается. Здесь можно почувствовать себя в небольшом городке на берегу моря, немного заброшенном, но обладающем своей милой атмосферой лёгкой грусти и оторванности от цивилизации. Пока «Канонерка» осталась в XX столетии и это устраивает местных жителей.