Почему захотелось поставить в заглавие эту цитату из Книга Екклезиаста
глава 1 стих 10.
Сегодняшние погодные аномалии пугают человечество, как говорится "из каждого утюга". Возможности современных информационных технологий с лёгкостью тиражируют картинки засух в одних местах и потопов в других, накручивая ажиотаж.
Всё чаще звучат комментарии типа: "Старожилы не припомнят...", "Такого ещё не было...", "Это небывалая засуха..."
Если вспомнить о краткости человеческого века, может быть обратимся к летописям? Что говорят о природных аномалиях эти древние источники?
А там первые сохранившиеся упоминания, согласно Никоновскому своду, выпадают на 11 век. За это столетие было описано 8 страшных засух, когда
за всё лето не выпадало не одного дождя, а саранча доходила даже до северных территорий, пожирая всё на своём пути в 1008 году, затем в 1017 году, когда от великой суши полностью сгорел Киев. В огне погибло «множество хоромов и около 700 церквей». Ещё одна сильная засуха повторилась ровно через 7 лет, в 1024 году. Потом были 30 лет передышки и восстановления и заново — В 1070 году — засуха и страшный голод, ей вызванный. Ещё одна передышка длиной в 20 лет и для Руси и для Европы и снова в 1092 году, засуха такой силы, что сами собой загорались торфяники (ничего не напоминает?), а в придачу голод и такая эпидемия, что в летописях записано:
В Киеве, где тогда проживало около 50 тысяч жителей, с середины ноября 1092 года до февраля 1093 года было продано 7 тысяч гробов. Иными словами, от голода и «различных недугов» за четыре месяца погибло 14 процентов населения города. В соседних землях — в Полоцке, в Друцке — голод и эпидемия тоже унесли множество жизней.
Спустя два года засуха повторилась. Эту беду усугубило нашествие саранчи, которая поела «всякую траву и много хлеба». По словам летописца, такое «не слыхано было с первых дней в земле русской». В следующем году снова «пришла саранча... и покрыла землю и было смотреть страшно, шла она в северные страны, пожирая траву и просо».
Масштаба статьи не хватит, чтобы перечислить все погодные бедствия прошлых веков. Поэтому ещё одну яркую выдержку и ссылку для желающих ознакомиться подробнее.
В 1211 году засуха охватила Ливонию и Северо-Восточную Русь. Гибли посевы. Бушевали пожары. Только в Новгороде сгорело 4300 дворов. Ростов Великий пострадал еще страшнее. В нем почти не уцелело ни хором, ни церквей. И как следствие — «глад был велик» не только на Руси, но и во всей Прибалтике. Хлеб необычайно вздорожал. Люди ели собак, кошек. Засушливыми и голодными были 1214 и 1241 годы. А в 1224 году на Руси установилась знойная ветреная погода. Горели леса и торфяники. Дым был столь силен, что люди поблизости не различали друг друга. Мгла «к земле прилегла». Птицы не могли парить, падали на землю и погибали. «Звери всякие» бежали из лесов и полей в города и села, «к человеку вхожаху», искали у людей спасения. По словам летописи, «бысть страх и ужас на всех». Неурожаи поразили все русские земли.
источник
Самая жесточайшая засуха уже в близкие нам времена произошла в 1972 году, когда после очень суровой, но малоснежной зимы сразу наступила сухая и жаркая погода практически на всей территории страны. Температура превышала климатическую норму на 6-8 градусов. Засуху поддерживал блокирующий циклон, который простоял неподвижно 2 месяца. Пожары были столь масштабны, что их тушила не только армия, но и гражданские с предприятий, которых отправляли на "огненный фронт" по разнарядке.
В Ленинградской области горела площадь равная 2363 га, в Марийской АССР – 180000 га, в Костромской области территория возгораний возросла на 38 000 га, в Рязанской области на 17000 га, а во Владимирской области на 21000 га.
От бессилия торфяники пытались даже заливать бетоном, ежедневно на горящие торфяники выливали около 90000 тонн воды, люди и техника работали в непрерывном режиме по 20 часов в день.
Когда с пришедшими холодами пожары наконец потухли, потери сельского хозяйства оказались столь велики, что страна была на грани продовольственного кризиса. Правительство для закупки зерна за границей было вынуждено использовать 486 тонн золота из золотовалютных резервов страны.
Практически каждый век выдавались такие суровые испытания для земли и человечества. Поэтому будем исходить из того, что это не конец света, как нас постоянно пугают и наши сегодняшние возможности помогут пройти эти годы нам с меньшими потерями, чем доставались нашим предкам.
В 21 веке наиболее засушливым выдался 2010 год. Засуха начавшаяся с 20х чисел июня и продолжавшаяся по август стоила для сельскому хозяйству РФ десятипроцентного спада сельхозпроизводства и обернулась сокращением урожая зерновых на 36,6 млн тонн.
в 2010 году по указу Президента РФ режим ЧС был введен как минимум в 7 субъектах РФ, чьему примеру последовали и несколько других субъектов, а сельское хозяйство потерпело многомиллиардные убытки в связи с гибелью части урожая. В частности, по данным Росстата, урожай зерна упал на 37,3% по сравнению с 2009 годом, подсолнечника — на 17,3%.
Что сейчас? Лето 2021 год.
Москва. 9 июля. INTERFAX.RU - Жаркая погода, которая второй месяц стоит в ряде регионов РФ, заставила аграриев "включить калькулятор потерь". В одних регионах масштаб бедствия уже определен, в других заявляют о "существенных потерях зерна".
В Минсельхозе Башкирии предварительный ущерб от засухи оценивают порядка 3,4 млрд рублей. Почвенная и атмосферная засуха, а также суховеи в регионе наблюдались со второй декады мая по конец июня.
"Сегодня уже точно можно сказать, что рекордного урожая, какой получили в прошлом году, в этом году не получим, - сказали в ведомстве. - Сейчас важно минимизировать потери сельхозпроизводителей и сохранить тот урожай, который остался". Урожайность озимых пока в два раза меньше прошлогодней.
Пострадали посевы в 335 хозяйствах, ущербны 311 тыс. га посевов, 150 тыс. га из них погибли. В республике планируется ввести режим ЧС.
В Оренбургской области этот режим уже введён.
"Отсутствие осадков привело к тому, что часть урожая мы безвозвратно потеряли. Хотя все виды на урожай были, и перезимовка озимых прошла удачно, и посевную кампанию провели в агротехнические сроки", - заявили в областном министерстве сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности.
Урожайность составляет всего 13 ц/га. Валовой сбор зерновых и зернобобовых ожидается ниже среднемноголетних показателей.
К режим ЧС готовы власти Удмуртии. Ситуацию уже не удастся поправить недавними дождями, поздно.
На две недели раньше началась уборка урожая в Самарской области. По данным регионального Минсельхозпрода, урожайность составляет 21,8 ц/га.
Та же ситуация в Татарстане.
"Май и июнь по погодным условиям оказались для растениеводства аномальными. За этот период выпало 52 мм осадков, это половина от среднемноголетних значений. Есть территории, где выпала лишь четверть нормы, - сказали в пресс-службе ведомстве. - Запасы продуктивной влаги в пахотном слое почвы, по данным большинства наблюдательных подразделений, содержат 10 мм и менее. Метровый слой почвы на некоторых участках содержит критически низкие значения продуктивной влаги".
Министерство считает, что "недобор урожая ожидается существенный".
Зерно в таких условиях формируется мелкое и щуплое.
В Белгородской области трещины в земле достигают 3 сантиметров. Растения страдают от воздушной засухи.
В результате урожайность зерна возможна не выше 40-45 ц/га, тогда как в 2020 году средний показатель по области составил 58,4 ц/га.
Вместе с тем предварительный анализ качества пшеницы показал высокое содержание клейковины - 20-23%.
В Воронежской области предполагается снижение валового сбора зерновых и зернобобовых культур примерно на 15% "из-за ситуации с озимыми, а также исходя из опыта прошлых лет и предварительных расчетов".
Страдает и заготовка кормов. В ряде регионов снижение заготовок кормов для животноводов составляет 15%.
Минсельхоз предполагает решать проблему перераспределением запасов между регионами. Хотя повышение затрат на корма естественно скажется на удорожание продуктов животноводства.
О снижении общей урожайности в этом году говорят и метеорологи.
В июле ряд регионов, включая юг Урала и Поволжье, ждут экстремально высокие температуры – на 7–10 градусов выше климатической нормы. На остальной части страны прохлады также не ожидается.
В этом году урожай зерновых в России будет меньше показателей 2020-го, по мнению научного руководителя Росгидромета Романа Вильфанда.
По прогнозам метеоролога, валовой сбор составит 124-126 млн т, в том числе урожай озимой пшеницы ожидается на уровне 55-57 млн т, яровой — 22-24 млн т.
Аналитики тоже уменьшили свой прогноз урожая пшеницы на 2,3 млн т до 82,3 млн т. Прогноз урожая зерна в целом снижен со 131 млн т до 128,9 млн т.
«Погодные условия благоприятствовали новому урожаю озимой пшеницы в России. Однако судя по всему, посевы не смогли полностью восстановиться после очень сухой осени, особенно на юге страны», — считают эксперты. Прогноз по сбору ячменя остался на уровне 18 млн т, кукурузы — повышен с 15,75 млн т до 15,9 млн т.
Прогноз Минсельхоза по производству зерна — 127,4 млн т, в том числе около 81 млн т пшеницы.
По данным ведомства на 13 июля, зерновые и зернобобовые обмолочены с 3,5 млн га, намолочено 11,9 млн т зерна при средней урожайности 34 ц/га. В том числе пшеница убрана с 2,5 млн га, получено 8,1 млн т при урожайности 32,8 ц/га. Ячмень обмолочен с 636,1 тыс. га, собрано 2,5 млн т при урожайности 40 ц/га.
Уменьшилась и оценка мировых запасов пшеницы — с 296,8 млн т до 291,7 млн т.
Но Минсельхоз считает ситуацию контролируемой и некритичной. Пока в одних регионах страны вынуждены вводить режим ЧС, в других урожай удался на зависть. Уборка на территории Краснодара, Ставрополья, Южного и Северного Кавказа, показала, что урожай там значительно выше, чем в прошлом году. Удались там и кормовые культуры, в особенности кукуруза.
Хотя страховой стратегический запас продуктов правительство всё равно увеличило.
Возможен и рост цен, об этом говорят регулярно и в разных источниках. А если учесть, что по данным опроса на конец 2020 года:
"Финансовые затруднения разного масштаба испытывают 75,7% семей России. При этом 24,3% могут свести концы с концами при покупке самого необходимого. Такие результаты показало масштабное исследование Росстата «Комплексное наблюдение условий жизни населения» за 2020 год.
Около 8,5% семей по итогам опроса 2020 года не имели возможности оплачивать жизненно важные лекарства. Еще 51,2% заявили, что не могут справиться с неожиданными тратами. Например, на срочные медуслуги, срочный ремонт жилья или на замену предметов длительного пользования. При этом 9% семей не могут купить новую одежду из-за ее износа членам семьи. Покупать фрукты в любое время года не могут 16,7%."
Конечно населению потребуется дополнительная поддержка и скорее всего будет продолжен путь государственного регулирования цен. Но уровень 11 века, нам всё же пока не грозит.
А в целом, цитируя академика Александра Обухова: «Климат в эпоху глобального потепления становится более нервным». Люди должны быть готовы и адаптировать свою инфраструктуру к этому.