Найти тему
Записки театралки

Балет Кировского театра. Жанна Аюпова и Александр Лунёв

Как странно! Эти артисты балета танцевали вместе очень недолго, но для меня они навсегда останутся ПАРОЙ. Юной, прекрасной, романтичной парой, которой зрители любовались всего несколько лет.

Жанна Аюпова и Александр Лунёв. Фото из открытых источников
Жанна Аюпова и Александр Лунёв. Фото из открытых источников


Выпускной спектакль Александра Лунёва (в 1983 году) я смотрела по телевизору. Запомнила парня, который прыгал антраша выше всех в каком-то очередном «класс-концерте». Но фамилию его тогда не называли, или я просто её не услышала. А вот об ученице Жанне Аюповой говорили восторженно задолго до выпускного экзамена 1984 года. Очаровательная девочка, которой шли «сильфидные» тюники, привлекала внимание многих. Её педагог Нинель Кургапкина подготовила свой первый выпуск, и Жанна была лучшей ученицей.

Не знаю, кому пришла в голову мысль поставить в пару Аюпову и Лунёва, но подозреваю, что это произошло само собой. Они прекрасно подходили друг другу. Танцевали крестьянское па-де-де в «Жизели», па-де-труа в «Лебедином озере». Кургапкина опекала свою лучшую ученицу и в театре, готовя с ней и её партнёром весь репертуар.

На одном из утренников в ДК им. Ленсовета Олег Виноградов представлял молодёжь Кировского балета, и особо выделил Лунёва. Попросил его выйти к рампе и сказал: «Сделай простое соте!» И Лунёв сделал этот прыжок с двух ног на две ноги из второй позиции, зависнув в воздухе. Публика была довольна!


Лунёв явно продолжал традиции Юрия Соловьёва (которого откровенно сравнивали с Нижинским). У него был великолепный, уникальный баллон. Танцовщик зависал в воздухе, как бы и не напрягаясь особенно… Говорят, что мог вскочить с пола на рояль.

Аюпову и Лунёва стали готовить к Московскому международному конкурсу 1985 года.
Ребята обкатывали конкурсную программу на этих утренних встречах балетного абонемента. Перед самым конкурсом Кургапкина старалась подправить, как ей казалось, многочисленные огрехи… Я помню, что в итоге эта пара танцевала па-де-де из «Спящей красавицы» и дуэт из «Витязя в тигровой шкуре». Кажется, был ещё вездесущий «Корсар» (могу ошибиться).

"Витязь в тигровой шкуре". Фото из открытых источников
"Витязь в тигровой шкуре". Фото из открытых источников


«Витязь» был не понят зрителями. Только что поставленный балет публика не знала, и разобраться, о чем был показанный дуэт, было очень сложно. Дуэт, конечно, был о любви… Но автор хореографии Олег Виноградов так причудливо заплетал тела своих артистов в замысловатые виньетки, что, казалось, юные исполнители были прежде всего озабочены технической стороной… Конечно, публика аплодировала, как аплодировала всем конкурсантам; но настоящей овации не было.


Дойдя до третьего тура, Жанна и Александр станцевали па-де-де из «Спящей красавицы». Этим выбором они выгодно отличались от многочисленных конкурентов, танцующих па-де-де из «Корсара» и «Дон Кихота». Помню свои ощущения от их выступления – гордость за нашу ленинградскую школу.

В итоге Аюпова получила третью премию, а Лунёв – диплом. А я-то считала, что Александр как танцовщик намного сильнее Жанны как танцовщицы. Может быть, помимо закулисной борьбы за звания лауреатов и премии, сыграло свою роль то обстоятельство, что у мужчин была очень сильная конкуренция.

Артисты вернулись в театр и продолжали работать. Станцевали «Жизель» - очень свежо, потому что в те годы молоденьких Жизелей и Альбертов на нашей сцене практически не было. Хорошо ввелись в "Сильфиду".  Наконец, дебютировали в «Спящей красавице».

Я сидела очень близко к сцене и видела, как волновалась Аюпова. Парадокс, но она выглядела гораздо старше своих лет из-за плотно сжатого рта, особенно в первом акте. Танцевала она очень неплохо для дебютантки. Лунёв купался в роли. Больше всего я запомнила его во втором акте, когда, увидев видение Авроры, Дезире-Лунёв буквально воспарил над сценой в бравурных прыжках. Это был порыв влюблённого принца, готового на всё ради встречи с этой красавицей.

 Прекрасно танцевали Жанна и Александр и дуэт Принцессы Флорины и Голубой птицы.

Александр Лунев танцевал и сольные партии. Например, я видела его первое выступление в партии Божка в «Баядерке». Казалось бы, это была стопроцентно его партия. Начал он лихо, зависая в воздухе в эффектных прыжках. Зал горячо зааплодировал. Но потом случился казус – Божок потерял шапку… Танцовщик расстроился, и комбинации шене и туров открутил уже без энтузиазма.


Я видела Лунёва в "Корсаре", в четвертом составе премьеры. Его Али был неудержим. Все исполнители этой партии в коде крутили большой пируэт. Лунёв поразил зрителей роскошными антраша. Зал ревел! 


Помню ещё одну очень удачную партию Лунёва - один из двух Пьеро в па-де-труа из "Феи кукол". Он был Грустным Пьеро. Грим был соответствующий - белое лицо, на котором читалось: "Неудачник!"  При шикарных прыжках этот Пьеро умудрялся быть недотёпой... Они с Сергеем Вихаревым составляли чудесную пару при Чистяковой-Фее.

Жанна Аюпова потихоньку-полегоньку продвигалась по служебной лестнице. Станцевала Одетту-Одиллию, вариации в «Пахите», «Шопениану» в паре с тем же Лунёвым.


И вдруг зрители узнали, что Лунёв ушёл из театра. Началась эпоха перестройки, и очень многие замкИ вдруг пооткрывались.

Виноградов на одной из встреч со зрителями заявил, что «Александр хотел вернуться обратно, но я сказал, что обратно я не принимаю» (что-то в этом роде).
Ходили слухи о каких-то пьянках-гулянках Лунёва, в которые я не очень-то верила. Но однажды встретила Лунёва в фойе театра в какой-то подозрительной компании из подвыпивших молодых людей. Сам танцовщик курил; вся компания, включая Лунёва, как говорится, «ржала»… Было это до его отъезда за границу.

Мне очень жаль, что всё сложилось так, как сложилось. Лунёв бросил балет в расцвете сил, занялся бизнесом...

Жанна Аюпова выросла в очень профессиональную балерину. К сожалению, ей не хватило так называемого «пиара», «раскрутки имени». Как говорила в одной из телепередач Кургапкина, на самом взлёте карьеры, когда каждый день был на счету, когда надо было карабкаться на вершину, балерина решила рожать. Очень хорошо помню выражение лица педагога, когда она это говорила. Что ж, у самой Кургапкиной детей не было…

Можно считать, что карьера Аюповой сложилась хорошо. Она станцевала все ведущие классические партии; была партнёршей Р.Нуриева в его прощальном спектакле – «Сильфиде» в 1989 году. До сих пор помню её Джульетту, которую видела уже на закате карьеры балерины. Она была юна и прекрасна. Опять парадокс! Молоденькая Аюпова-Аврора в дебютном спектакле выглядела гораздо старше…

И мне очень жаль, что пара Жанна Аюпова- Александр Лунёв распалась, практически не состоявшись по-настоящему.

Вот две статьи Нины Аловерт, посвящённые этим артистам. Они многое объясняют:

http://www.russian-bazaar.com/ru/content/8174.htm

http://www.russian-bazaar.com/ru/content/8376.htm

Сейчас Жанна Аюпова является художественным руководителем Академии русского балета. В одной из групп Фейсбука, посвящённых ленинградскому балету, можно встретить комментарии Александра Лунёва. Интересуется он этой темой :)

А вы видели эту пару на сцене? Поделитесь впечатлениями!