Найти тему

О ком нужно знать!!!

Добрый день уважаемый читатель)

Сегодня я хочу поделиться информацией ещё об одном Российском изобретателе, чьё изобретение имело немаловажное значение в 17 столетии.

Иван Иванович Ползунов (1729–1766)

Дата рождения великого изобретателя Иван Ивановича Ползунова до сих пор точно не установлена. Исследователи рубежа XIX–ХХ вв. относили рождение И. И. Ползунова к 1730 г. П. О. Чупин в рукописи своей неизданной статьи «Сибирский механик Ползунов и его паровая (атмосферная) машина» предполагал, что «годом рождения механика надо принимать либо 1730 год, либо который-нибудь из смежных с ним, но который именно сказать не можем». Специально данный вопрос тогда не изучался, поскольку ученых больше интересовали обстоятельства создания паро-атмосферной машины.

В 1940 г. академик В. В. Данилевский, ознакомившись с материалами екатеринбургского архива, пришел к выводу о том, что датой рождения И. И. Ползунова следует считать 1728 г. Основным аргументом таких выводов автора стал документ, обнаруженный в фонде Сибирского обер-бергамта (екатеринбургского горного начальства). В ответ на указ столичной Берг-коллегии от 5 июня 1743 г. Канцелярия главного правления Казанских и Сибирских заводов (бывший обер-бергамт) составила список служителей. В нем имеется запись: «Механической ученик Иван Ползунов, отроду четырнадцать лет в службу вступил в 1742-м году апреля с 19 дня в механические ученики, из салдатских детей, поместья не имеет. В нынешнем настоящем чину с того ж году, месяца и числа. Жалованья в год получает шесть рублев». Сведения заверены самим Ползуновым: «Механической ученик Иван Ползунов руку приложил». В. В. Данилевский утверждал, что «слова процитированного документа: «отроду четырнадцать лет» – прежние исследователи деятельности Ползунова (Чупин, Тонков, Южаков) необоснованно отнесли к моменту составления документа. Соответственно считали, что в 1744 г. Ползунову исполнилось 14 лет, и признавали, что он родился в 1730 г.». Однако, по нашему мнению, именно В. Данилевский неверно прочитал документ. Дело в том, что в документах XVIII в. знаки препинания нередко не ставились. Практика составления подобных списков показывает, что возраст служащего всегда указывался на момент составления штата. Следовательно, в цитате после фразы «отроду четырнадцать лет» должна стоять точка. Мы не знаем, когда точно был составлен список, но определенно после июня 1743 г. (скорее всего в августе-октябре 1743 г.). Таким образом, к этому времени Ивану Ползунову было 14 лет.

В 1950-е гг. уральский исследователь А. Г. Козлов на основании обнаруженных в екатеринбургском архиве документов, пришел к выводу, что И. И. Ползунов родился в первой половине 1729 г. Основным источником стало доношение отца, И. А. Ползунова, в горную канцелярию с просьбой принять его семилетнего сына в школу. В настоящий момент 1729 г. считается официально признанной датой рождения Ивана Ползунова.

Документов, по которым можно косвенно вычислить время рождения нашего знаменитого земляка, известно крайне мало:

1 сентября 1738 г.

10 лет

Отчет учителя арифметической школы Федора Санникова о результатах учебы И. Ползунова

На документ ссылается В. В. Данилевский, но сообщает, что опирается на выписки А. Г. Бармина. Документ явно написан после 1 сентября 1738 г., поскольку в сентябре ученик только поступил в арифметическую школу. Возможно, отчет составлен в начале 1739 г., по окончании «сентябрьской трети».

19 апреля 1742 г.

12 лет

Архивная справка Алтайского горного правления 1884 г.

Видимо, справка составлена на основании штата 1744 г. Не исключено, что автор справки просто пересчитал возраст на 1742 г.

июль–декабрь 1743 г.

14 лет

Список членов Канцелярии главного правления Сибирских и Казанских заводов

Список составлен по указу от 5 июня 1743 г. – уже в июле мог быть написан.

осень 1744 г.

15 лет

Штат уральских заводов

Документ не датирован, но по биографическим сведениям других служащих, можно предположить, что написан в октябре-ноябре 1744 г.

18 ноября 1747 г.

17 лет

«Имянной список» служащих, взятых А. В. Беэром на Урале

Список не датирован, но приложен к документу от 18 ноября 1747 г.

Как видим, из всех приведенных документов только два четко датируются (№ 1 и 6). Причем, согласно первому документу в конце сентября 1736 г. И. Ползунову было 7 лет, следовательно, он родился в период с октября 1728 г. по сентябрь 1729 г. По документу же 1747 г. в ноябре механическому ученику было 17 лет, следовательно, он родился в декабре 1729 – ноябре 1730 г.

Отец Ивана Ползунова – Иван Алексеевич (1704–1763) происходил из крестьян г. Епанчина (ныне г. Туринск) Сибирской губернии. Но это означает лишь то, что он был учтен как житель дистрикта (уезда) г. Епанчина. Не исключено, что Иван Ползунов-старший мог быть родом из деревни Ползуновой, располагавшейся на восточных отрогах Уральских гор.

27 ноября 1723 г. И. А. Ползунов по рекрутскому набору вступил в службу солдатом второй екатеринбургской роты и принимал участие в строительстве будущего Екатеринбурга. Мать Ивана Ползунова звали Дарьей Абрамовной. Семья из пяти человек жила в Екатеринбурге на торговой стороне: отец, мать, бабушка по матери, сын Иван, а с 1745 г. сестра Прасковья. К этому времени семья обзавелась собственным домом («горница с сеньми крыта драницами с однова»), который располагался внутри крепости Екатеринбургского завода в линии между Уктусскими и Мясницкими воротами.

По просьбе отца, с 29 сентября 1736 г. Иван Ползунов поступил в начальный (третий) класс словесной ступени екатеринбургской школы. Здесь ученик стал получать свое первое жалованье – 3 руб. 60 коп. в год. В сентябре следующего года хорошо успевающий ученик был переведен во второй класс, который закончил за три месяца и перешел в первый класс словесной школы. По окончании словесной ступени екатеринбургской школы, И. И. Ползунов успешно сдал экзамен, и с 1 сентября 1738 г. был зачислен в арифметическую школу с жалованием 4 руб. в год. Здесь ученики изучали арифметику, геометрию и тригонометрию, а также латинский и немецкий языки. В 1741 г. Иван Иванович, видимо, приступил к освоению геометрии и тригонометрии, поскольку он получал уже 6 руб. (столько обычно платили в старших классах арифметической школы). К февралю 1742 г. Ползунов перешел на последнюю ступень горнозаводского образования – школу «знаменования» (черчения и рисования).

Однако полноценно посещать школу дальше ему не пришлось. По запросу главного механика уральских заводов Н. Бахорева, Ивана Ползунова перевели в механические ученики с жалованьем на время обучения «по полтине на месяц», то есть те же 6 руб. в год. Как мы знаем из приведенного выше документа, официально в эту должность И. И. Ползунов вступил 19 апреля 1742 г. У Никиты Бахорева молодой Ползунов изучал «арифметику, геометрию, тригонометрию, також и сочинению, как в плане, так и в профиле фабричных чертежей, как сами собою сочинять могут и некоторым машинам модели делали. Токмо при строении больших горных заводских машин на практике еще не бывали…». Все это потом пригодилось изобретателю на Алтае.

В 1747 г. в судьбе семнадцатилетнего Ивана Ползунова произошли серьезные изменения, связавшие его с нашим краем. В ноябре 1747 г. в Екатеринбург приехал генерал-майор А. В. Беэр, назначенный 1 мая 1747 г. указом императрицы Елизаветы главным командиром Колывано-Воскресенских заводов. Согласно этому указу Беэру поручалось укомплектовать кабинетские заводы кадрами. Еще в декабре 1746 г. Андрей Беэр составил штат будущей команды, в которую включил двух гиттеншрейберов (плавильных писарей).

В соответствии с запросом генерал-майора, уральское начальство 12 ноября 1747 г. направило к нему «вместо гиттеншрейбера» механического ученика Ивана Ползунова, который уже с 15 ноября получал жалованье из Кабинета. В целом команда была укомплектована к 10-м числам декабря, поэтому А. Беэр приказал отправить часть работников на Алтай не позднее 20 декабря.

19 декабря 1747 г. механический ученик И. Ползунов вместе с другими мастерами принял присягу при екатеринбургской церкви Богоявления господня, и через два дня отбыл к месту своей новой службы. В Барнаул он прибыл 3 февраля 1748 г. В алтайском архиве обнаружен документ с распоряжением управляющего Барнаульским заводом Самуэля Христиани. Еще до прибытия в Барнаул Колывано-Воскресенского начальства (А. Беэр приехал только 13 февраля 1748 г.) Иван Ползунов был определен «в дела для плавки посменно с плавильным мастером Шмидтом вместо пищика Субботина». Указанный документ важен тем, что он позволяет до дня установить время появления Ивана Ползунова в поселке Барнаульского завода.

Анализируя этапы службы будущего изобретателя, можно убедиться, что его должностные обязанности не предполагали ни творчества, ни изобретательства. В 1748–1753 гг. он монотонно учитывал себестоимость сереброплавильных плавок, с 1753 г. являлся членом комиссарского правления, отвечая за припасы и распределение крестьян в работы; в 1759–1761 гг. работал на Кабановской и Красноярской пристанях, занимаясь доставкой змеиногорской руды на Барнаульский завод; а с 1762 г. находился «у лесных дел» на Барнаульском заводе, то есть руководил лесосеками и приемом дров у крестьян. Пожалуй, самым ответственным заданием для унтер-шихтмейстера Ползунова стала командировка с караваном серебра в Санкт-Петербург с января по октябрь 1758 г. Не исключено, что именно после этой командировки в столицу Российской империи никому не известный мастер и решил создать свою 

«огненную машину»

, причем разрабатывал проект в свободное от работы время. Только в январе 1764 г., когда проект машины уже был представлен начальству, Ивана Ползунова освободили от всех работ, назначив руководителем строительства «чрез огонь парами действуемую к движению плавильных мехов» машины.

Макет паровой машины И.И. Ползунова. Краведческий музей Барнаула

Изобретатель неделю не дожил до пуска своего детища. Работая в течение двух лет над созданием в далекой глубинке своего изобретения, он подорвал здоровье. Видимо, болезнь проявлялась и ранее, но мастер продолжал работу. Только после того, как 18 апреля 1766 г. у него пошла горлом кровь, И. Ползунов понял, что уже не сможет закончить начатое. Через четыре дня он продиктовал своему ученику Ивану Черницыну челобитную на имя Екатерины II с просьбой «за болезнею от всего того машинного производства уволить». С этого момента изобретатель уже не руководил строительством. Примерно через месяц, 16 мая 1766 г., великого изобретателя не стало – он умер в 6 часов вечера. Похоронили механикуса Ивана Ползунова на единственном тогда барнаульском кладбище при Петро-Павловской церкви (ныне пл. Свободы).

Имя Ивана Ползунова не забыто потомками. Уже 11 декабря 1916 г. в Барнауле было открыто первое в Западной Сибири среднее техническое училище, которому присвоили имя нашего знаменитого земляка. 21 декабря император Николай II «повелеть соизволил присвоить училищу имя Ивана Ивановича Ползунова». К сожалению, это первое учебное заведение, носившее имя Ползунова, просуществовало только до середины 1920-х гг.

Но и после этого Ползунова не забывали: 17 сентября 1947 г. решением Барнаульского горсовета улица Набережная была названа улицей им. И. И. Ползунова, а в июне 1963 г. улицу им. Ползунова продлили за счет улицы Республики (бывшая Петропавловская линия). С 1951 г. улица им. И. И. Ползунова появилась в Сталинграде (ныне Волгоград).

В настоящее время имя И. И. Ползунова носят Колыванский камнерезный завод, Алтайский государственный технический университет, железнодорожная станция, горно-металлургический колледж в Екатеринбурге, «Научно-производственное объединение по исследованию и проектированию энергетического оборудования» в Санкт-Петербурге