Найти тему
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Так, чего ожидать от встречи Меркель с Байденом?

На встрече лидеров США и Германии 15 июля, вероятно, будут рассмотрены самые разные вопросы – от российских трубопроводов до расширения НАТО и патентов на вакцины. Следует добавить предостережение к знаменитой фразе лорда Гастингса Лайонела Исмэя, первого генерального секретаря НАТО и главного военного помощника Уинстона Черчилля во время Второй мировой войны, о том, что цель альянса заключалась в том, чтобы «держать Советский Союз вне, американцев с собой, а немцев под собой» («to keep the Soviet Union out, the Americans in, and the Germans down»).

Но, Альянса больше не хватит, чтобы «прижать» Германию к «столу вскрытия». Многополярность мировой политики создает пространство для такого мощного двигателя, как объединенная Германия, способного поднять голову над парапетом политики большой державы. Германия переросла Организацию Североатлантического договора как растущая мировая держава. Совершенно очевидно, что отсутствие у Германии энтузиазма по поводу расширения НАТО на восток заблокировало программу Вашингтона по вступлению Украины и Грузии в альянс в качестве полноправных членов. Берлин не хочет осложнять отношения Европы с Россией.

Украину и Грузию не пригласили даже в качестве «наблюдателей» на недавний саммит в Брюсселе, несмотря на официальное решение саммита в Бухаресте 2008-го года об их членстве. В конце концов, Германия также смягчила попытки администрации Джо Байдена перетащить альянс в Азиатско-Тихоокеанский регион.

Любопытно, что 5 июля, в течение трех недель после европейского саммита с США и НАТО и саммитов Группы семи, президент Китая Си Цзиньпин провел трехстороннюю видеосвязь с президентом Франции Эммануэлем Макроном и канцлером Германии Ангелой Меркель, где он выразил надежду на то, что Китай и Европа будут расширять сотрудничество, чтобы лучше реагировать на глобальные вызовы.

Это был третий подобный «саммит» за последние три месяца, который укрепил уверенность Пекина в том, что европейские страны не привязаны к американской колеснице, и, несмотря на то, что между США и Европейским союзом существует много общего с точки зрения ценностей и систем, последний придает большее значение стратегической автономии.

Действительно, последние попытки Меркель и Макрона организовать еще один саммит Россия-ЕС также вызвали раздражение в Вашингтоне. Поэтому большой вопрос, связанный с предстоящим визитом Меркель в Вашингтон в четверг, будет заключаться в том, насколько далеко Вашингтон будет обладать властью, чтобы заставить Германию больше жертвовать ради гегемонии США. Важность визита будет заключаться в том, что он высветит разнообразие и гибкость взглядов Германии на глобальные проблемы.

Визит Меркель 15 июля в Белый дом станет лишь третьей встречей иностранного лидера с Байденом в Вашингтоне с тех пор, как он стал президентом, и она будет первым европейским лидером, который сделает это. Пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки заявила в пятницу, что Байден надеется подтвердить «глубокие и прочные» связи между союзниками по НАТО, а также разрешить некоторые области разногласий.

Сделка по «Северному потоку-2»? Псаки назвала это «официальным рабочим визитом», направленным на укрепление партнерства между двумя странами и определение путей укрепления сотрудничества, в то время как официальный представитель в Берлине сказал: – «С точки зрения Германии, это будет рабочий визит».

Список грязного белья длинный – решение Байдена положить конец вечной афганской войне, Covid-19, торговые вопросы, Северный поток-2. С практической точки зрения, Северный поток-2 будет сильно нагруженным вопросом, учитывая его глубокое влияние на германо-российские отношения на предстоящие десятилетия, энергетическая безопасность Европы, нынешняя напряженность Москвы в отношениях с ЕС и трансатлантическое лидерство Соединенных Штатов.

В воскресенье управляющий директор компании Nord Stream 2 AG, которая руководит проектом трубопровода, и ее немецкий исполнительный директор Маттиас Варниг сообщили в интервью газете Handelsblatt, что строительство завершено на 98% и может быть полностью завершено уже в августе этого года. По словам Варнига, на получение различных сертификатов и прохождение испытаний потребуется три месяца. Процесс стартовал в отношении уже завершенной первой нитки газопровода. Он отметил, что цель – «сдать проект уже в этом году».

Важно отметить, что Варниг подчеркнул: – «Транзит через Украину по-прежнему будет частью транспортировки российского газа в Европу даже после 2024-го года. У меня нет ни малейшего сомнения» (примечательно, что Меркель пригласила президента Украины Владимира Зеленского посетить Берлин в преддверии ее поездки в США).

В мае администрация Байдена предприняла тонкий шаг, чтобы отменить санкции в отношении швейцарской компании Nord Stream 2 AG и ее генерального директора в Германии. Отказ давал Берлину и Вашингтону еще три месяца, до середины августа, для достижения соглашения по Северному потоку-2.

Президент России Владимир Путин выразил уверенность в телеинтервью в прошлом месяце, когда сказал, что «уже бессмысленно сопротивляться строительству трубопровода и вводить санкции. Поскольку мы его уже выполнили, первая ветка готова. Похоже, США отказались от этих санкций».

Вопрос о том, что делать с трубопроводом, по-прежнему может оказаться первой большой головной болью для следующего правительства Германии. Меркель сопротивлялась сильному давлению США с целью отказа от проекта, но в сентябре она уходит на пенсию. Опросы показывают, что сентябрьские выборы в бундестаг могут принести большие выгоды Партии зеленых, которая выступает против проекта «Северный поток-2».

Достаточно сказать, что встреча Байдена и Меркель может дать важный импульс для заключения сделки по Северному потоку-2. Берлин надеется решить этот вопрос к августу, и, со своей стороны, Байден также стремится улучшить отношения с Германией, что является ключевым моментом. Ведь Германия – это ключевой союзник для решения основных глобальных проблем изменения климата, восстановления экономики после пандемии и отношений с Ираном и Китаем.

TRIPS отказывается от моста слишком далеко? С точки зрения Индии, будет большой интерес к результатам переговоров Байдена и Меркель в отношении спорного вопроса о временном отказе от прав интеллектуальной собственности на вакцины против Covid-19, которые, по мнению членов Всемирной торговой организации, могут помочь положить конец пандемии.

В октябре прошлого года Индия и Южная Африка выступили с предложением об отказе от прав интеллектуальной собственности на Совете ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPS). Администрация Байдена поддержала отказ. Но Германия подлила в эту идею холодной водой, заявив, что наибольшие ограничения на производство вакцин связаны не с интеллектуальной собственностью, а с увеличением производственных мощностей и обеспечением качества. В заявлении Германии в мае говорилось: – «Защита интеллектуальной собственности является источником инноваций и должна оставаться таковой в будущем».

Очевидно, что тяжеловесы европейской индустрии, где проживают такие крупные игроки, как BioNTech и AstraZeneca, сопротивляются отказу от прав. В начале июня Европейская комиссия под влиянием Германии представила ВТО альтернативный план, предлагая другие меры, такие как ограничения экспортных ограничений и обязательное лицензирование патентов в некоторых случаях.

Тем не менее, почва под ногами несколько изменилась 10 июня, когда Европейский парламент поддержал отказ от TRIPS в отношении вакцин, лечения и оборудования Covid-19. Поправка Европейского парламента была принята 355 голосами против 263 при 71 воздержавшемся, в основном следуя линии левых и правых, при этом левые, такие как социалисты и демократы, поддержали отказ, а правые выступили против него.

Конечно, Комиссия не связана поправкой Европарламента, но голосование, тем не менее, является сильным политическим сигналом: Европа постепенно переходит в лагерь сторонников отказа. Между тем, Германия все более одинока в своем противодействии отказу от права, поскольку Франция в последнее время перевернулась и перешла в лагерь приостановления действия патентов. Кажется, что ситуация меняется, хотя впереди еще долгий путь, так как у лагеря отказа также есть несколько голосов, и внешность, такая как у Франции, может быть обманчива.

Меркель, возможно, получила неожиданную поддержку со стороны влиятельной части Вашингтона, когда президент Всемирного банка Дэвид Малпасс (кстати, кандидат от администрации Трампа) вмешался в полемику, заявив: – «Мы не поддерживаем этот отказ от TRIPS по той причине, что это может привести к сокращению инноваций и НИОКР в этом секторе».

Безусловно, в пятницу, когда его спросили, попытается ли Байден убедить Меркель поддержать отказ от патента, Псаки уклонился от ответа. Она только сказала, что Байден является «сильным сторонником» отказа, добавив: – «Это один из инструментов в нашем арсенале. Есть ряд других, в том числе увеличение производства». Это звучало ближе к мнению Меркель.

М.К. БХАДРАКУМАР