Найти тему
Смешанное обучение

Как развивать учебную самостоятельность в онлайне?

Как отпустить ученика и не бояться, что он не справится? Что не будет ничего делать, если перестать пичкать знаниями и бегать за ним? Как нам, взрослым, перестать бояться? И можно ли сделать это в онлайне?

Секрет хороших онлайн-занятий в интерактивном взаимодействии и (или?) в сопровождении самостоятельной работы ученика, как в онлайне, так и в оффлайне.

За время пандемии и многочисленных школьных карантинов появилось много отличных курсов и кружков в интерактивном формате, которые проходят интересно, увлекательно и динамично. Однако есть не так много решений, в которых учитель перестроил учебный процесс до неузнаваемости, оставив себе совсем немного времени для встречи с учениками лицом к лицу. Есть мнение, что для такого взаимодействия нужен мотивированный, самостоятельный ученик с развитой саморегуляцией. Ученик, который умеет выбирать, который понимает, зачем ему тот или иной проект, зачем он учится.

Может ли первоклассник или ученик начальных классов работать в таком формате? Это кажется фантастикой, но у некоторых учителей есть такой позитивный опыт. Например, первоклассники Анны Проценко (Новая школа, Москва) и третьеклассники Татьяны Громовой (1576, Москва) легко перешли в онлайн весной 2020 года.

В чем же секрет?

Анна и Татьяна, работая с учащимися до пандемии, фокусировались на развитии учебной самостоятельности с помощью формирования культуры класса. Они вместе с детьми вырабатывали культуру бережного отношения друг к другу, взаимного уважения и ценности учения.

В новом учебном году возможно продолжение пандемии и никто не знает, как часто наши школы будут работать онлайн. Поэтому важно сейчас подумать о том, как изменить культуру класса, как помочь ученикам сформировать новые модели поведения.

Во-первых, мы должны признать право ученика на ошибку и ценность ошибки как инструмента учения. ДА, ошибаться можно и нужно, если мы можем отрефлексировать ошибку, сделать выводы и опираться на них. Поэтому важно, чтобы ученик не остался один на один со своими «ошибками» и опытом. Важно думать, писать, говорить об этом. И в школьной практике это могут быть как индвидуальные встречи с учителем, как с тьютором/коучем. Так и групповая рефлексия, когда ученики могут рассказать о том, что у них не получается, могут попросить обратную связь от одноклассников или наоборот отказаться от такой обратной связи. Также можно делать это в письменном формате, либо индивидуально (когда только учитель/его ассистенты читает рефлексию ученика), либо в группе (в формате форума, например). Групповой формат помогает увидеть похожие проблемы и их решения.

Во-вторых, важно научиться рефлексировать. Это основной инструмент превращающий ошибки в инструменты учения.

В третьих, культура бережного отношения помогает создать безопасную среду, в которой можно ошибаться и учиться на своих ошибках.

В-четвертых, очень важны выработанные учениками правила поведения в классе (как оффлайн, так и онлайн). Важно уделить выработке этих правил достаточно времени. Это основа Вашего успеха. Как только возникает ситуация, вызывающая разногласия или неудобство, обсудите ее с учениками. Дайте им возможность выразить эмоции и предложить решения. Помогите им сформулировать решения и запишите в список правил класса. Дети будут сами поддерживать правила, придуманные ими.

В-пятых, учите искать информацию в разных источниках. Обсуждайте как пользоваться библиотекой, как найти информацию в книге, как использовать поиск в интернете. Давайте ученикам возможность делиться с одноклассниками своими способами поиска информации.

В-шестых, передайте инициативу учащимся. Дайте возможность учащимся проявлять инициативу, задавать вопросы, искать информацию, вносить предложения...

Безопасная среда, опирающаяся на право делать ошибки, рефлексию и культуру бережного отношения, а также правила, выработанные учениками, станут опорой в развитии учебной самостоятельности и умения учиться.

Посмотреть встречу с Анной Проценко и познакомиться с различными кейсами групповой работы можно по ссылке.