Найти в Дзене
Science & Future

Американцы или российские олигархи — кто виноват в провале российской космической отрасли?

Оглавление

Рогозина можно назвать главным ненавистником всей американской космической программы. По его словам, США саботировали российскую, и Россия «не заинтересована» в совместном с американцами проекте по возвращению человечества на Луну. Да и вообще, глава Роскосмоса успел прославиться своими «хлёсткими и забавными» твитами.

Но что-то изм енилось. После суборбитального полёта Ричарда Брэнсон, Дмитрий Рогозин не только поздравил американского миллиардера, но и пожурил российских «олигархов-миллиардеров» за то, что они тратят свои деньги на «яхты и ярмарки тщеславия, а не на развитие космических технологий и знаний о космосе».

Дмитрий Олегович, правда, не забыл упомянуть, что можно согласиться с утверждением ряда экспертов, что суборбитальный полёт не имеет отношения к профессиональной космонавтике. Помните, он ещё говорил, что «Илон Маск не является специалистом в ракетах»? Кстати, последний даже отреагировал на твит Рогозина смайликом с хлопающими ладошами.

Казалось бы, ну и зачем это обсуждать?

Есть предположение, что Дмитрий Олегович решил начать мягко стелить. Дело в том, что Роскосмос столкнулся с серьёзным бюджетным кризисом, из-за которого России, вероятно, не видать крупных значимых космических проектов. Будем теперь на олигархов всё валить? Или это так решено привлечь их внимание к инвестициям в космические проекты — мол, стыдно должно быть?

Возможно, не надо было последние 10 лет говорить на каждом углу, что частной космонавтики не существует и быть не может?

Я думаю, большинство согласится с тем, что Роскосмос не способен (да и не особо-то старается) привлечь в ракетно-космическую отрасль частных подрядчиков и тех самых миллиардеров с их деньгами. Основная статья доходов Роскосмоса, пуски в интересах международных заказчиков, значительно сократилась, а привлечение новых заказчиков маловероятно хотя бы потому, что конкурентоспособных ракет-носителей в России не создаётся.

РН «Союз-5», которая должна обеспечить триумфальное возвращение нашей страны на рынок космических запусков, почти по всем своим пусковым характеристикам уступает нынешнему лидеру рынка — Falcon-9.

Спасут ли частники Роскосмос?

Думаю, большинство из вас сейчас ухмыльнулись. В нашей стране кафешки-то решили добить, прикрывая свою неспособность справляться с кризисом, заботой о здоровье населения. Можете себе представить, чтобы российский частный бизнес оказался способен на реализацию космических проектов?

Да, наша космическая промышленность сумела сохранить бо́льшую часть технологического потенциала советской космической отрасли, чего оказалось достаточно для реализации государственных задач по освоению космоса, но совершенно недостаточно для развития её истинного потенциала.

-2

Практически полностью отсутствует мотивация для обоснования финансирования более крупных проектов, вместо которых мы продолжаем делать модули по всё тем же советским лекалам для создания «новой» орбитальной станции.

Такое ощущение, что у правительства нет не только средств, но и видения, чтобы использовать космическую отрасль в полную силу. Ну а промышленность самостоятельно не в состоянии поставить перед собой новую амбициозную цель, так как только за счёт госзаказа способна существовать.

К чему это может привести?

Технический прогресс в других странах совершенно точно ведёт к устареванию российской космической техники и сокращению числа контрактов на международном рынке космических запусков. Слабое финансирование ракетно-космической отрасли России, а также отсутствие как частных, так и общенациональных амбициозных целей ослабляют кадровый потенциал отрасли и снижает уровень квалификации специалистов. Всё это продолжит приводить к увеличению частоты отказов оборудования, что, в свою очередь, будет ещё больше снижать привлекательность космической отрасли для бизнеса и работодателей.

И кто в этом виноват? Олигархи на своих яхтах?

Подписывайтесь на S&F, канал в Telegram и чат для дискуссий на научные темы.