Король поп-музыки Майкл Джексон и номер "Beat It" ("Сваливай") с альбома 1982 года "Thriller" - одного из самых успешных альбомов за всю историю грамзаписи в США и самого успешного - в мировом масштабе.
Альбом стал прорывным с точки зрения межрасовых барьеров в популярной музыке, чему способствовало участие в записи ряда его треков суперзвезд "белой" музыки.
Этот проект задумывался как противопоставление Джексона тогдашней волне танцевального стиля диско. По его задумке, каждый трек на этом альбоме должен был стать "убойным". Инвестированные в проект 700 тысяч долларов окупились фантастически, причем кое-где удалось даже сэкономить. Мечта молодого Джексона, к тому времени только три года назад достигшего полного совершеннолетия и сразу замахнувшегося на прорыв к самым-самым вершинам, осуществилась.
По рекомендации продюсера альбома Квинси Джонса Джексон взялся писать одну из песен, стилизованную под рок. Темой текста было выбрано насилие вообще, пацанские понты и уличные драки.
Для записи базовых инструментальных партий были приглашены музыканты группы Toto. В поисках того, кто бы мог сделать "убойное" гитарное соло, остановились на кандидатуре Эдди Вэн Хейлена - уже тогда слывшего в Штатам очень крутым инструменталистом нового поколения.
Дальше не обойтись без легенд и баек, окутывающих данный эпизод. Вырисовывается примерно следующее.
В домашней студии, где работал Эдди, зазвонил телефон (стационарный, других тогда не было). Связь была неважная, и Вэн Хейлен решил, что его кто-то разыгрывает, обозвал собеседника задницей и повесил трубку. После нескольких настойчивых звонков он опять взял трубку, и до него дошло, что это Квинси Джонс, тот самый, легендарный... Версии о дальнейшем развитии событий разнятся, но сходятся в одном: Эдди подкорректировал несколько моментов в подготовленной ранее базовой записи трека, затем с ходу записал два своих варианта соло и предложил команде Джексона далее действовать по своему усмотрению. Тему заключения контракта на гонорар и авторские он не поднимал (а ему никто не навязывал), из-за чего надолго стал объектом подколок в своем кругу за суперзвездную "гуманитарную помощь". Правда, у Вэн Хейлена потом родилась некая версия о том, что он сознательно отказался от денег. Поговаривают, что впоследствии Квинси Джонс отправил Эдди благодарственное письмо, подписавшись "Задница".
Стоит также отметить, что "Thriller", надолго заняв первое место в альбомных хит-парадах, заблокировал вершину для успешнейшего альбома группы Van Halen "MCMLXXXIV" (1984).
Тем не менее Эдди Вэн Хейлен принял участие в нескольких концертных исполнениях этого номера.
Номер "Beat It" собрал два Grammy - за лучшую запись года и за лучшее мужское рок-исполнение года. Он побывал на вершине хит-парадов в США, а также в Нидерландах и Испании (в основном конкурируя с другими синглами с альбома "Thriller" и номерами от Van Halen). Зафиксировано свыше 7 миллионов продаж сертифицированных копий этого трека, сингл собрал 5 платиновых дисков.
Официальное видео на трек "Beat It", как и на ряд других треков с альбома "Thriller" также относится к числу классических, поднявших искусство видеоклипов на новый уровень.
"Beat It", в аранжировку которого Джексон включил африканские ритмы, как считается, открыла дорогу черному (афроамериканскому) року.
Не забудем, что, помимо соло, все гитарные партии этого трека сделал, а также поучаствовал в продюсерской части Стив Лукатер (Toto), который и пролоббировал Вэн Хейлена.
На концертах Майкла Джексона ведущие гитарные партии, как правило, исполняла Дженнифер Баттен.
Для желавших сделать кавер-версии этого номера в "канонических" рамках аранжировки часто было проблемой, как быть со знаменитым гитарным соло Вэн Хейлена. Группа Fall Out Boy пригласила Джона Мейера. Ну, а John 5 - всегда уверенный в себе гитарист.
Кавер-версии / ремиксы "Beat It" от will.i.am с Fergie, от Fall Out Boy, а также пародия "Eat It" от комика "Weird Al" Yankovic также высоко поднимались в хит-парадах.
Итак, "Beat It" во всем его многообразии.
🔸 Альбомная версия 1982 года.
🔹 То самое официальное видео.
🔹 Концерт 2004 года с участием Эдди Вэн Хейлена.
🔹 Выступление в Германии в 1992 году.
🔹 Концерт в Мюнхене в июле 1997 года.
🔹 Концерт 2001 года в честь 30-летия творческой деятельности Майкла Джексона (гитарная партия - Slash).
🔹 Концертная запись с диска, выпущенного в 2009 году.
🔸 Ремикс "Beat It" 2008 года от will.i.am.
🔸 Альбомная запись Fall Out Boy 2008 года с участием Джона Мейера.
🔹 То же в концертном исполнении.
🔸 Аудиозапись кавер-версии от John 5.
🔹 Концертный вариант версии от John 5.
🔹 И пародия "Eat It" (говорят, Джексон дал согласие на выпуск этого номера).
См. также:
- Песняры: заход на поле рока