Найти тему
Елена Тверитина

Плейбэк Театр – это театр, а театр – это искусство

Искусство – это попытка найти и проявить смысл.
Искусство – это попытка найти и проявить смысл.

Перевод мой, источник: "Jonathan Fox, Jo Salas. Personal Stories in Public Spaces: Essays on Playback Theatre by Its Founders" (эссе Джо Салас "Что значит "хороший" Плейбэк Театр?", 1999г.)

Плейбэк – театр не потому, что мы его так назвали, но потому, что он выполняет самое главное назначение театра – проявлять человеческий опыт, отыгрывая его на сцене в очищенном виде, воплощать нарратив и смыслы в сценическом времени и пространстве. Более того, то, что мы делаем в Плейбэк театре – это интерактивный социальный процесс, цель которого – служить зрителю. Большинство других видов театра не ставят перед собой такую задачу.

Вопросы об эстетических и художественных стандартах постоянно поднимались с самых первых дней существования Плейбэка. Можем ли мы действительно говорить о Плейбэке как о театре, если к тому же он представляет собой особую форму помощи, являясь услугой? Достаточно ли хорошо мы справляемся с задачами, которые ставит перед нами Плейбэк? Можем ли мы рассчитывать на то, что другие признают нас актёрами театра? Каким образом распознать и измерить успех в Плейбэке? Как мы можем его совершенствовать? Что мы имеем в виду, когда говорим «хороший» Плейбэк?

То, что мы делаем, это искусство, но не только оно, и пожалуй, не всегда нашу работу можно назвать искусством. Для эффективности Плейбэка важен высокий уровень актёрского мастерства, но лишь это не гарантирует его успеха. А в определенных обстоятельствах Плейбэк может быть исполнен людьми, которые совершенно не имеют ни артистических способностей, ни художественной чувствительности, ни актёрских навыков или опыта.

Как мы оцениваем искусство

Любое искусство – это проявление внутреннего импульса художника к творчеству, который заключает в себе острое стремление к обобщению и открытию. Искусство – это не просто отображение красоты или следование законам формы, но вдохновенная попытка художника выразить и передать его собственное постижение и понимание смысла, который возник из совмещения разрозненных кусков жизненного опыта или который лежит в их основе.

Искусство – это попытка найти и проявить смысл.

Для того, кто воспринимает произведение искусства, в процессе общения с ним присутствует элемент узнавания, утверждения и постижения истины.

Философ Ньютон объясняет, что задача художника состоит не в том, чтобы создать красоту там, где ее нет, но в том, чтобы «приподнять уголок вуали и обнажить красоту» (Ньютон, 1950). Под красотой он имеет в виду точность и подлинность формы и стиля, здесь не обязательно должна быть гармония и стройность.

Грегори Бейтсон (1972) рассуждает об искусстве, используя термин «паттерн». Паттерн в его понимании – это сосуществование повторяющихся элементов в едином стиле таким образом, что, если вы видите и понимаете одну часть паттерна, то легко можете изучить и другую, скрытую его часть.

Метафоры, которыми наполнено произведение искусства, содержат в себе информацию о более широкой реальности, той, что хранит наше бессознательное, или же отражают природу реальности как таковой, которую возможно познать лишь нелинейно.

Связывая один элемент с другим, художник осознанно и целенаправленно выстраивает или подсвечивает истину, тем самым помогая воспринимающему ощутить её с помощью интуиции. Наличие такой связности, говорит Бейтсон, подтверждает то, что именно истина является предметом искусства.

Искусство может намекать на существование определенного паттерна, как на важнейшую особенность реальности. Оно способно подтверждать онтологический смысл, который заключается в понимании, что бытие само по себе целенаправленно.

Когда мы поднимаем вопрос об оценке произведения искусства – «насколько оно хорошее?» - на самом деле мы спрашиваем о том, выполняет ли произведение искусства свою функцию – подтверждение смысла. Как человеческие существа мы крайне нуждаемся в таком подтверждении, и искусство даёт нам его.

Искусство необходимо нам для того, чтобы интегрировать и осмыслить наш собственный опыт. Мы разочарованы и даже встревожены, когда встречаем плохое искусство. Мы способны проехать километры и отдать огромные деньги за то, чтобы соприкоснуться с искусством «хорошим».

Если мы сами творцы, то прикладываем невероятные усилия (обычно неоплачиваемые), чтобы сделать наше искусство настолько качественным, насколько для нас это возможно. И нам приятно осознавать, что кто-то получил удовольствие от нашего творчества.

Но есть огромная разница между тем, чтобы услышать «Мне это понравилось» и тем, чтобы понять, что работа имеет ценность: «Это очень хорошо».

Подтверждение ценности говорит о том, что у воспринимающего произошло внутреннее осознание смысла и истины. И сообщает, что художнику удалось, как минимум, в некоторой степени выполнить его главную задачу – приподнять уголок вуали и обнажить одну из частей паттерна, который под ней скрывается.

Как оценивают искусство обычные люди, не профессиональные критики? Что позволяет нам воспринимать нечто как хорошее искусство? Есть ли между музыкальным и литературным произведением, перформансом, живописью, которые наиболее сильно цепляют и вдохновляют нас, что-то общее?

Существует ряд характеристик, которые, по моему мнению, относятся к любому искусству, названному великим. Независимо от того, картина это, литературное произведение или перформанс, эти характеристики включают в себя:

  • цель,
  • единство формы с определенной степенью внутренней связности,
  • оригинальность,
  • высокий уровень мастерства в исполнении,
  • последовательное доказательство видения художника или его убеждения и вдохновение с его стороны
  • непередаваемое чувство, что произведение искусства говорит с нами о реальности, выходящей за рамки его собственного масштаба.

Если творение художника обладает всеми этими характеристиками в изобилии, то велика вероятность, что большинством оно будет расценено как великое. Если же эти качества или некоторые из них отсутствуют, работа вряд ли получит всеобщее признание и её воздействие на человека будет меняться от одного воспринимающего к другому.

Но даже если произведение искусства не признают великим, для некоторых людей оно все еще может выполнять свою главную задачу. К примеру, если человек приходит на представление в роли любителя, перформерам не обязательно владеть профессиональными навыками на высоком уровне. Но воздействие на людей в этом случае будет зависеть от других характеристик (помимо эстетических): подробнее об этом поговорим дальше.