Найти тему
Блог Дорофеева

Золотая медаль в 2021 году. Получение, особенности, преференции.

Оглавление

Наверняка каждый в нашей стране, услышав словосочетание "Золотая медаль", думает именно о школьной награде, официальное название которой сегодня - медаль "За особые успехи в учении". В этой статье будет лишь очень краткий экскурс по последним изменениям этой награды, главное, зачем написана эта статья - прояснить для будущих выпускников, абитуриентов и просто интересующихся людей процессы, связанные с ней.

Небольшой экскурс в историю.

Золотая медаль появилась как знак поощрения в конце XIX века и учреждалась отдельными образовательными учреждениями. Во времена Союза было много периодов, когда её вводили, отменяли, потом снова вводили. Изначально медали делались даже из золота, но это было только до пятидесятых годов XX века. Золотая медаль была практически пропуском в высшие учебные заведения страны, или, по крайней мере, значительно облегчала поступление. Кроме того, существовала и серебряная медаль, которая хоть и не давала таких преференций, но тоже была значимым предметом прежде всего личной гордости.

В Российской Федерации статус медали до недавних пор, по моему мнению, был размыт и неясен. Да и сегодня о ней ходит много слухов и мифов. Мы не будем затрагивать жизнь медали с 1991 по 2014 годы, а вот дальнейшая ее судьба представляет интерес.

В 2014 году в этой сфере было решено навести порядок. Золотая и серебряная медали были упразднены, появилась единая золотая медаль "За особые успехи в учении". Она вручалась тем, кто на отлично освоил школьную программу.

Простота (относительная, при определенных действиях) получения медали привела к появлению большого количества медалистов в некоторых регионах, и государство ужесточило правила её получения. ВУЗы же, в ответ на ее массовость, снизили ее и так не высокую ценность при поступлении. С 2019 года для получения медали появились новые условия:

  1. Все итоговые оценки - "отлично" (пятерки).
  2. Не менее 70 баллов за ЕГЭ по русскому языку.
  3. Оценка не ниже чем 5 за ЕГЭ по базовой математике.
  4. Не менее 70 баллов за ЕГЭ по профильной математике, если ученик её выбрал.

Кроме того, пересдачи ЕГЭ не допускались - все надо было сдать с первого раза.

Новая медаль.

В 2020 году вид медали был обновлен. Она стала больше похожа на медаль советского периода. Обновились и условия ее получения (в связи с пандемией). В этом году все аттестаты были получены в середине июня - раньше чем обычно. Результаты ЕГЭ не были критерием для получения медали, о чем говорил приказ Министерства Просвещения № 296 от 11.06.2020

Медаль 2021 года.

Вот мы и подошли к главному - получению медали в 2021 году.

Да, я получил медаль "За особые успехи в учении" в 2021 году и для меня это действительно большое дело. Именно потому, что я прошёл через это, я хочу на своём опыте показать, как это происходит во всех деталях. Далее дана история с моими личными комментариями.

Начало. Большие надежды.

Я никогда не задумывался, что медаль - это что-то сложное и заоблачное. Всю школу (ну почти) я получал пятёрки. Согласитесь, справедливо было бы считать, что золотая медаль уже у меня в кармане.

Да, в 10-11 классах я что-то слышал про особые условия, что нужно ЕГЭ, ещё что-то... Но всё это было очень смутно. Кроме того, я, пытаясь найти информацию по медали в Интернете, был неприятно удивлён скудностью информации. Ещё внёсший коррективы приказ, о котором мы говорили выше, вообще вводил всё в смуту. Поэтому эта проблема повисла "до лучших времен". Да и помимо этого была еще проблема в виде ЕГЭ, баллы по которому в сентябре-октябре были откровенно не очень.

Первым тревожным звоночком был перенос итогового сочинения (допуск к ЕГЭ) с декабря на апрель. Так как я мало знал об этой процедуре в принципе, меня это насторожило. "А успеют ли проверить? А если и ЕГЭ перенесут? А как в ВУЗ? А что с медалью вообще будет?"

Но наконец, 22 марта 2021 года вышел очередной Приказ Министерства Просвещения № 114, который хоть и разъяснил условия получения медали, но не в полной мере:

Этот приказ вроде бы ясен, но формулировка в нём расплывчата. Всё дело в предпоследнем абзаце. Получается, что в 2021 году условия были следующими:

  1. Все итоговые оценки - "отлично" (пятерки).
  2. Не менее 70 баллов за ЕГЭ по русскому языку.
  3. По всем ЕГЭ, сдаваемым учеником по выбору, должен быть набран минимальный балл (в каждом экзамене он свой).

Именно последний пункт вносил неясность.

В этом году, помимо медали и сочинения произошло ещё два изменения - введение ГВЭ (Государственных выпускных экзаменов) вместо ЕГЭ - для тех, кто не имеет намерений поступать в ВУЗ и отмена математики базового уровня. Стало очевидно, что для получения медали необязательно сдавать ни базовый, ни профильный экзамены, они просто не будут учитываться. Однако с остальными предметами были вопросы.

Я, несмотря на наличие интереса и склонности к физике и информатике, все 11 лет проучился в гуманитарной школе, где этим предметам не уделялось большое значение. Причины этого я хотел бы опустить, мне это в принципе никак не помешало, и я даже доволен этим: репетиторство (а куда без него) по ЕГЭ по физике, информатике и математике помогло мне постичь эти предметы, а школа позволила мне изучать все остальные предметы, и в итоге получилось разностороннее образование. Поэтому я сдавал русский, а математику, физику и информатику взял по выбору. Но меня, так скажем, убедили взять ещё и обществознание, так как мало ли что, вдруг я захочу всё поменять, уже будет поздно подавать и так далее. Согласие на эти предметы я подал в феврале. А в конце марта выходит приказ, где написан этот третий пункт:

...количество баллов не ниже минимального по всем сдаваемым в форме ЕГЭ учебным предметам.

Естественно, это было новым поводом для беспокойства. К апрелю я уже вполне чётко осознал, что не пойду на ЕГЭ по обществознанию, так как просто не осилю подготовку к пяти предметам на нормальный уровень. Но вся проблема в этой формулировке. Формально я сдаю этот экзамен. Но что значит неявка на него? Отказ от прохождения? Несдача? Кроме того, после пробного ЕГЭ по обществознанию я набрал 50 баллов, а минимум 42. И стал вопрос, что рискованнее: не придти или придти и не сдать? Ближе к концу мая я обратился к руководству школы и меня успокоили:

Так как у тебя уже три предмета по выбору, этого достаточно для медали, то ты просто напишешь отказ от общества, и оно просто не будет учитываться в экзаменах.

Это была радостная весть. Я уже твёрдо решил отказаться от общества, так как не хотелось терять время и нервы на ещё один экзамен. Поэтому за 2 дня до экзамена я написал заявление примерно такого содержания:

Прошу разрешить мне не идти на сдачу ЕГЭ по обществознанию, так как он не нужен мне при поступлении.

И всё! В личном кабинете ЕГЭ не было ничего напротив предмета.

Однако на этом история с этим злополучным пунктом не заканчивалась. Ведь аттестат нужен для поступления. Приёмная компания в ВУЗах началась с 24 или 29 июня, а аттестаты вручали только 26. Очень много беспокойства был у тех, кто получал обычный аттестат, ещё больше у тех, кто получал аттестат с отличием. Ведь результаты информатики будут в лучшем случае 5 июля (так и произошло). Поэтому 26 аттестаты вручили всем, кроме медалистов.

Мнение: я не гонюсь за гордостью, я не честолюбив и не хочу быть божеством. Но я считаю, что государство (или муниципалитет, или министерство или департамент образования, но не школа - она лишь подчиняется тем, кто указан выше) допустило большую ошибку, не вручив торжественно аттестаты с отличием в первую очередь. Почетное звание медалиста итак практически утеряло свою ценность, а государство ещё не только уменьшает её, но и показывает своё пренебрежение к людям, которые заслужили уважение. Разве не государство должно показывать людям, к чему надо стремиться и на кого надо равняться?

Томительное ожидание.

Экзамены сданы, приемная кампания в ВУЗ открыта, а подавать туда нечего! Медалисты просто сидят и ждут английский и информатику (самые последние сдаваемые предметы). Так длилось почти 2 недели. Аттестат вручали в кабинете в порядке очереди). Ещё раз скажу, что школа не при чём, и администрация и учителя действительно были рады и проявляли к нам уважение. Потому что кто бы что ни говорил, но получение медали - не столько даже сложный, сколько многогранный процесс (об этом будет далее).

Получение (и немного про документы).

И вот она - медаль!

Это действительно приятное чувство. Когда смотришь на неё, то видишь все свои труды, все годы учёбы, как ты тянулся, как ты стремился к ней, как переживал тяготы и невзгоды))

Раньше медаль сопровождалась специальным удостоверением. Теперь медаль чётко и неразрывно связана с аттестатом. ВУЗ не имеет права требовать документ, подтверждающий наличие медали - аттестат им и является. Немного логических выражений:

  • Если есть медаль, значит есть красный аттестат.
  • Если есть красный аттестат, значит есть медаль.
  • Если красного аттестата нет, то медали нет.
  • Если медали нет, то красного аттестата нет.

Это позволило окончательно упорядочить эту сферу.

Преференции при поступлении.

Вот до чего не дошло упорядочивание, так это до определения вузами ценности медали. Точнее, теперь надо говорить не о ценности медали (она сама по себе ВУЗы не очень интересует), а именно ценности за наличие аттестата с отличием (то бишь красного), так как они приравнены.

Ни для кого не секрет, что теперь это вовсе не пропуск в ВУЗ. Преференции ограничиваются лишь тем, что ВУЗ накидывает какое-то количество баллов к баллам ЕГЭ или внутренних испытаний (в целом конкурсных баллов). К сожалению, вся беда в количестве. Какой-то ВУЗ с радостью даёт за это индивидуальное достижение аж 10 (!) баллов, какой-то скромно отжимает 2 (что равно наличию золотого значка ГТО). Кроме того, зачастую ВУЗ ограничивает сумму за все индивидуальные достижения десятью баллами, поэтому остальные достижения просто не будут учитываться, если всё займет аттестат. О том, сколько дают за красный аттестат баллов в ВУЗе, в который вы хотите поступить, узнать очень просто. Открываете его официальный сайт, находите вкладку "Поступающим" или "Абитуриентам", и либо там, либо далее в порядке поступления на бакалавра и специалиста будет документ или страница "Учёт индивидуальных достижений поступающего". Эта же информация есть в Правилах приёма, которые есть у каждого ВУЗа.

Опять же, мнение: Сейчас ситуация двоякая. С одной стороны, престиж медали был утерян. Однако с другой стороны государство усложнило условия его получения настолько, что в каких-то случаях это просто не окупается. Я думаю, что государство должно ввести либо обязательное присуждение 10 баллов за аттестат, которые не входят в общую сумму индивидуальных достижений (то есть вы можете получить еще на 10 баллов помимо аттестата: за значок ГТО, чемпионство, волонтерство, олимпиады и прочее), либо ввести обязательное присуждение 15 баллов за аттестат, и больше не учитывать никакие достижения (то есть либо аттестат на 15 баллов, либо другие достижения до 10 баллов в сумме).

Итоги (а также для тех, кто хочет быстро получить информацию).

Получение медали - многогранный процесс с большим количеством переменных. Нужно быть отличником, нужно быть уверенным в своих силах при сдаче ЕГЭ, нужно уметь находить общий язык с администрацией школы, проявлять себя, участвуя в школьной жизни.

Учащиеся выпускники! Самое главное в оценках - ИТОГОВЫЕ оценки. Это именно те оценки, которые будут стоять в аттестате. Итоговые складываются из средних годовых, годовые - из средних полугодовых. Влияют только оценки 10-11 класса. Но всё равно, если вы чувствуете, что являетесь претендентом на медаль, поговорите об этом со своим классным руководителем, завучем или директором. Наверняка они ответят на все ваши вопросы и могут дать какие-либо рекомендации, как надо действовать (естественно, если вы с ними в добрых отношениях). Если у вас есть потенциал, грех им не воспользоваться! Поверьте, гораздо приятнее получить медаль, чем быть способным её получить и не получить. Если же вам трудно учиться на отлично, или вы просто этого не хотите - ваше право, не надо мучиться ради этого! Лучше уделите время и силы подготовке к ЕГЭ - именно его результаты сегодня решают.

Если вы отличник, то наверняка даже 70 баллов не будет для вас проблемой. Поэтому не уделяйте этому большого значения. Цельтесь на 100, и 70 у вас точно будет)).

В любом случае, каждый решает сам, стоит ли получение медали от 2 до 10 дополнительных баллов, или нет. А может, кому-то (как мне) важны не только баллы, но и наличие медали как личного достижения, семейной реликвии.

Родители выпускников! Я понимаю ваше беспокойство за судьбу своих детей. Пожалуйста, смотрите на вещи рационально. Обязательно поговорите с вашими выпускниками о медали. Если они не хотят или не могут получить медаль, не надо заставлять их это делать. Сегодня ценность медали не настолько высока, чтобы терпеть мучения. Если же вы видите потенциал на получение медали, то не акцентируйте на ней всё внимание: поверьте, у вашей дочери или у вашего сына и без этого очень много проблем в 11 классе. Поддерживайте их, помогайте им, ставьте это как реальную, достижимую, но не главную цель и достигайте её!

Спасибо за прочтение!

Если у вас остались вопросы, я с удовольствием отвечу на них в комментариях.