Никто не мог подумать, что профессионалы своего дела и блистательные таланты (и это касается не только кино) с наступлением 90-х годов станут ненужными, невостребованными и будут искать себе кусок хлеба.
В их числе, увы, оказался и режиссёр замечательной комедии "Большая перемена" и многих других фильмов - Алексей Коренев, отец актрисы Елены Кореневой. Он не настолько известен, как, скажем, Гайдай, Данелия, Рязанов, Михалков, хотя и поставил несколько любимых нами фильмов. Уровень известности Коренева - примерно такой же, как и у другого коллеги по цеху - режиссёра Евгения Карелова. Тот снял "Служили два товарища", "Дети Дон Кихота", "Семь стариков и одна девушка", "Два капитана" - но если спросить у телезрителей, кто срежиссировал эти фильмы, пожалуй, немногие с ходу ответят на этот вопрос. (О Евгении Карелове мы ранее писали - ссылка на статью о нём размещена в конце этой публикации).
Алексей Александрович Коренев родился 2 мая 1927 года в Москве. Отец руководил отделом финансов Мосгорсовнархоза. Мать тоже работала в сфере финансов. Семья жила в пятикомнатной квартире на Гоголевском бульваре - условия шикарные и сегодня, а уж в те годы, когда многие жили в коммуналках, и подавно.
Родители Коренева были далеки от артистической среды, а вот юный Алёша, напротив, тянулся к искусству и театру - посещал драматический кружок вместе с Олегом Ефремовым, с которым учился в одной школе. К примеру, в спектакле "Горе от ума" Коренев играл Чацкого, а Ефремов - Молчалина.
- Тебе следует стать морским инженером, - говорили ему родители, считая эту профессию престижной и достойной настоящего мужчины.
Но Алёша пошёл своим путём - направил стопы во ВГИК.
Учился он в мастерской заслуженного деятеля искусств РСФСР, лауреата нескольких Сталинских премий Ивана Савченко. Однокурсниками Коренева были известные в будущем режиссёры Владимир Наумов и Александр Алов ("Тегеран-43"), Марлен Хуциев ("Весна на Заречной улице", "Застава Ильича", "Июльский дождь"), Юрий Озеров ("Освобождение", "Битва за Москву"), Сергей Параджанов ("Тени забытых предков", "Цвет граната").
Говорят, в своё время преподаватели ВГИКа давали студентам режиссёрского факультета такой совет:
- Никогда не снимайте комедии и исторические фильмы, поскольку их любит только народ.
Фактически вся жизнь Алексея Коренева наперекор этому совету была связана именно с комедиями.
На заре своей профессиональной деятельности Коренев выполнял функции второго режиссёра в бессмертных фильмах Эльдара Рязанова - "Карнавальная ночь", "Дайте жалобную книгу" и "Берегись автомобиля". В этом же фильме Алексей Коренев выступил и в актёрской ипостаси:
Вы, конечно, помните: покупательница (Галина Волчек) приходит в комиссионку к Диме Семицветову (Андрей Миронов), говорит, что она "от Олега Николаича, приятеля Леонида Осича" и ей нужен заграничный магнитофон. В момент этого разговора вплотную к ним подходит какой-то молодой человек и начинает рассматривать продаваемую технику. Семицветов-Миронов недоволен и раздосадован появлением этого нежданного свидетеля конфиденциальной беседы - и он раздражённо спрашивает:
- В чём дело, гражданин?
- Смотрю.
- Что, в зоопарке, что ли? Вон телевизор - смотрите!
После этого молодой человек скромно уходит, а продавец провожает его разъярённым взглядом.
Так вот, этим молодым человеком был именно Алексей Коренев, который появился в кадре всего на 15 секунд и произнёс за это время всего одно слово.
На этом актёрская карьера Коренева завершилась, если не считать другого небольшого эпизода в фильме-сказке Александра Роу "Варвара-краса, длинная коса".
Что касается самостоятельного режиссёрского опыта, то поначалу у Алексея Александровича он был неудачным. Как объясняет это дочь Елена,
папа родился в мае, а как говорится, "кто в мае родился - всю жизнь будет маяться".
Судите сами. Снимает Алексей Коренев свой дебютный фильм "Черноморочка" - и его разносят в пух и прах с формулировками: "картина, построенная по канонам пошлого, мещанского искусства", "негативные персонажи вышли на первый план, а положительные - стали мёртвыми схемами, ходячими резонёрами", "ярко видно притяжение режиссёра к западноевропейскому и американскому фильму", "выдаёт дешёвую побрякушку за эстетический идеал, формирует у части зрителей ложные представления о прекрасном".
В общем, как видите, критики от души поупражнялись в лексических "изысках".
Снимает Коренев второй фильм - "Урок литературы", причём с очень хорошими артистами - Стебловым, Куравлёвым, Макаровой, Малявиной, Леоновым. В основе сценария - рассказ писательницы Виктории Токаревой "День без вранья", доработанный Георгием Данелией. Вообще, Данелия рассчитывал, что фильм будет снимать его бывший однокурсник по Высшим режиссёрский курсам Александр Серый. Однако здесь получилось забавно. Объединение "Слово", которое входит в состав "Мосфильма" и готовило постановку картины, в тот период возглавляли режиссёры Алов и Наумов. В качестве постановщика фильма они предпочли своего сокурсника - Коренева. В итоге киноленту он снял, но её, простите за каламбур, сняли с проката. Смысл в том, что Стеблов в фильме играет учителя, который решил никому и никогда больше не врать - и у него начались неприятности. Картина властям не понравилась, вероятно, потому, что будто намекала - у нас все и всегда врут.
Третий самостоятельный фильм Коренева "Адам и Хева" с участием Фрунзика Мкртчана и Екатерины Васильевой помнит мало кто, нашумевшим его не назовёшь. Возможно, так получилось ввиду слишком уж сильной национальной специфики этой картины - дело происходит в отдалённом дагестанском ауле. Однако свою пользу режиссёру он всё же принёс: в 1971 году Кореневу было присвоено звание "Заслуженный деятель искусств Дагестанской СССР".
Телевизионный фильм "Вас вызывает Таймыр" получил хорошие отзывы и полюбился многим зрителям. Однако вот беда - один из его сценаристов Александр Галич уехал из СССР и вскоре фильм перестали показывать.
Настоящим творческим прорывом и успехом Алексея Коренева стала комедия "Большая перемена" - весёлый, местами лиричный четырёхсерийник о вечерней школе и человеческих взаимоотношениях, вызывающий у нас целую гамму хороших чувств.
Очень тёплой вышла комедия о прелестях семейной жизни - "По семейным обстоятельствам". Здорово смотрится комедийный детектив "Ловушка для одинокого мужчины", где героя Николая Караченцова, расправившегося с собственной женой, хитроумно выводят на чистую воду. Читатели наверняка помнят эту ленту 1990 года.
Пара фотографий со съёмок "Ловушки...":
Даже комедия "Акселератка", пусть и получилась несколько простоватой и гротесковой, но всё равно вышла довольно весёлой и посмотреть её можно.
К сожалению, с наступлением "новых времён" Алексей Коренев, как и многие люди в нашей стране, остался не у дел. Если две дочери от первого брака - Мария (1950 г.р.) и Елена (1953 г.р.) к тому времени были уже достаточно взрослыми и как-то могли о себе позаботиться, то дочь от второго брака Александра, появившаяся на свет в 1983-м, когда Кореневу было уже 56, требовала заботы.
Алексей Александрович искал новые варианты заработка, например, писал заметки в журнал "ТВ-Парк" (наверняка помните, был такой; кстати есть ли он сейчас - что-то давно не видно?).
Ещё Алексей Коренев продавал в подземных переходах печатную продукцию, стал увлекаться алкоголем. В феврале 1995-го он подхватил двустороннее воспаление лёгких. Режиссёра положили в больницу, откуда он не вышел - не выдержало сердце.
Вот уже больше четверти века нет с нами Алексея Коренева, но снятые им фильмы не позволят нам забыть его никогда.
Статья о режиссёре Евгении Карелове: Режиссёр "Семи стариков и одной девушки" умер, купаясь в море
Лайк, подписка, комментарий - Просит автор-пролетарий!