В современном мире жертвоприношений, к счастью, уже нет, но в обиход прочно вошли понятия, позаимствованные из этих древних ритуалов. Говоря о бессмысленном массовом убийстве людей на войне, мы скажем «гекатомба», без вины виноватого назовём «козлом отпущения», а отправляясь в театр на новую постановку трагедии, даже не подумаем о том, что это слово своим существованием также обязано… козлам.
Козёл отпущения
В истории жертвоприношений и культуры козлам и козам вообще отведено особое место. Так, например, козы имеют непосредственное отношение к именованию февралём второго месяца календарного года. Своим названием этот месяц обязан древним римлянам и их обряду очищения от грехов (фебрууму). Обряд совершали ежегодно 15 февраля и посвящали богу Фавну (Луперку), покровителю стад и пастухов. Эти праздники назывались луперкалии.
Жрецы-луперки приносили в жертву козлов и коз. Затем вырезали из их шкур ремни, бегали с ними вокруг Палатинского холма, на котором стоял храм, и лупили всех, кто им попадался на пути. Замужние женщины приходили сюда сами и охотно позволяли стегать себя ремнями, веря, что это исцелит их от бесплодия. Вырезанные из козлиных шкур ремни луперков назывались фебруа. Отсюда и пошло слово «фебруарий» (февраль) — месяц, когда жрецы пускали в ход свои ремни.
У евреев-кочевников среди прочих богов почитался и некий дух пустыни. В его честь проводили праздник, во время которого приносили в жертву козла.
При большом стечении народа жрецы совершали молебен и символически возлагали на козла все грехи за дурные дела, совершенные людьми в течение года. Затем козла отводили в пустыню и там отпускали. Считалось, что он очищает людей, унося с собой их грехи. В пустыне же, конечно, с ним расправлялись хищные звери.
Этот ритуал позднее нашёл отражение и в Библии. Жертвы приносились уже единому Богу. В книге Левит говорится, что для жертвоприношения первосвященник Аарон (брат Моисея) взял двух козлов: одного для Господа, второго — для отпущения. После того как первого козла закололи, к жертвеннику подвели второго. Что было дальше, сказано в Библии:
И возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедует над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню. И понесёт козёл на себе все беззакония их в землю непроходимую».
Да, козлам в Древнем мире определённо не везло. Судьба их поистине трагична. Впрочем, и к термину «трагедия» козлы имеют самое прямое отношение. Трагедия возникла в Древней Греции из ритуальных песен, восхвалявших бога вина и плодородия Диониса. Этот обряд предполагал и принесение в жертву богам козла, который по-гречески назывался трагос. Кроме того, и спутников Диониса, сатиров, исполнявших хоровые песни, также называли козлами. Следует отметить, что иногда и сам Дионис являлся людям в образе козла.
Хорошо мало не бывает
В Древней Греции, а позднее и в Древнем Риме практиковались особенно щедрые жертвоприношения, при которых сразу убивали по сотне быков. Так появилось слово «гекатомба», от греческих гекатон» — «сто» и бус — «бык». Постепенно гекатомбой стали обозначать любое жертвоприношение животных, разного числа и разных видов, в зависимости от средств жертвующего. Во время больших празднеств гекатомбы служили и жертвой богам, и угощением народу.
Так отголоски древних ритуалов отозвались сегодня. И пожалуй, в свете этих знаний мы можем с полной определённостью утверждать, что и бык, и овца, и тем более козёл — весьма уважаемые животные.
Михаил Сторожев
Смотрите также — Кровавые жертвоприношения
#жертвоприношение #ритуал #козёл #животные #жертва