Сегодня с раннего утра еще раз уже более спокойно, без лишнего напряжения, перечитала повесть в стихах, посвящённую "Мизеву Алексею Семёновичу, учителю, заведующему Мысовской школы, осужденному по сфабрикованному обвинению 10.10.1937г., расстрелянного 03.11.1937 г. в возрасте 23 года, реабилитированного посмертно..".
"Он не успел родить своих детей
Младший брат отца дядя Алексей...". С первых строчек, написанная без пафосных сюжетных вставок и украшений, эта повесть захватывает своим простым и искренним повествованием жизни обычной крестьянской семьи. Семьи многодетной, крепкой и в то же время с острыми трагическими жизненными моментами, которые не прошли стороной глухую северную уральскую деревню. Несмотря на множество переломных моментов в жизни каждого из братьев, сестер, родителей, стержень доброй основы незримо присутствует во всем произведении. Основы, на которой всегда держалась настоящая семья, стойко перенося все тяготы суровой крестьянской жизни, при этом сохраняя уважение и почитание старших, заботу и опеку над младшими.
Вот и старший брат Иван "Прошел через две войны, богом он
Был сохранён, через семь лет живым
Вернулся домой. Крестьянским трудом
Занялся он. Был крепкой опорой
Для своих сестёр и братьев.." , но если старший в семье мужчина-опора семьи, то старшая женщина, конечно же забота, а после мамы
"Теперь в доме самая главная
Старшая сестра Анастасия.
Она отвечает за всех братьев И сестёр..." И конечно же, в такой дружной семье, младший
"Алексей рос в любви и заботе,
Рано начал учиться грамоте,
С малых лет он тянулся к знаниям,
Был пытливым и любознательным..",после деревенской школы, преодолев трудности голодной студенческой жизни, закончил Косинское педагогическое училище и стал первым учителем из местных и одновременно директором школы.
В Мысовской школе я была, всего несколько раз, 3-4 раза в Советское время во время работы в райкоме комсомола и 3 раза в период с 2007 по 2014 годы. Читая эту повесть, я вдруг поняла, почему именно в Мысовской школе ощущается нечто необъемное, но очень емкостное, нечно необычное, но светлое и доброе. Так вот, там была ИСТОРИЯ и даже не важно, что здания этой школы строились и перестраивались. Важно, что у истоков этой ИСТОРИИ были хорошие и светлые люди, зарядившие школу доброй положительной энергией на многие годы. Пока конечно и в наши дебри не пришли новые правила, ФГОСы и прочая дребедень, погубившие большинство наших школ, в том числе и эту. Вот строки из повести о первом местном директоре школы:
"Его огромное желание Работать, по сердцу занятие,
Энергичное управление Приносили свои плоды.
Школа Одной из лучших в районе была Признана.
Алексей все отдавал Свои силы и покоя не знал..."
Под стать себе, Алексей и жену выбрал - единственного фельдшера на несколько деревень -Татьяну. Вместе они
"Занимаясь любимым делом и
Отдавая все свои силы и Знания,специалисты самых
Для простого народа важнейших Профессий и объединенные
В семье и воодушевлённые Любовью, ещё эффективнее
Знания внедряли в своём деле. И как хотелось, чтобы все закончилось как в сказке:
"Алексей и Татьяна счастьем
Упивались своим, о будущем
Мечтали, детей своих думали
Родить, спокойной жизнью зажили..." Но в реальной жизни у энергичных, грамотных и служащих на пользу людям не все так просто складывается:
Пришла беда в форме НКВД,
Может,она была в другой форме
С неограниченными правами,
Выше закона, власти, с самыми
Чудовищными планами: хватать,
Сажать любого, арестовывать....
Без доказательства вины
Брали словно заложников просто,
На кого карта ляжет, на кого Перст укажет..." Самыми заслуженными и отличившимися, чаще всего почему то оказываются те, кто действует по принципу "чем подлей и проворней, тем большего добьешься", кстати весьма успешному и в наше время:
"Мы не боремся ни с кем,Мы особый приказ выполняем,
Организацию раскрываем. А если нечего раскрыть, создать,
Затем раскрыть..." И ведь придумывали, раскрывали заговоры на пустом месте, обвиняли и расстреливали десятками и сотнями мужчин, разрушали семьи, деревни и села, оставляя сиротами детей.А в помощь таким служакам-подлецам,
"Всегда за медный грош себя продать
Найдётся и товарища предать..
Пришёл такой, предложил услуги
Свои за шапку, пальто, сапоги...
Лей на него грязь всякую больше,
Для нашего дела будет лучше...", эти строки, без слез я вообще не смогла прочитать. Как это мне знакомо и из своей жизни и из жизни моего деда. Когда его, награжденного именным оружием - клинком с гравировкой "Комбату Булатову от комдива Блюхера за героизм", пришли арестовывать по доносу и тут же у него в доме, один такой "Служака"примерил и взял себе его сапоги, а второй накинул на себя его шинель.... Будучи ребенком и слушая эти рассказы, я еще сомневалась, что так могло быть. Как хорошо, что я прочитала эту повесть...Самые интересные моменты и жизненные перекаты большинства героев повести мной сознательно не затронуты, в хороших целях заинтересовать своих читателей, не пожалеть своего драгоценного времени и прочитать эту повесть в стихах "Дядя Алексей" Г.Мизева. Огромное спасибо, автору за повествование того, что было в истории наших дедов и прадедов, за однозначное прямое изложение некоторых поступков.И это действительно, очень хорошая память о своей семье потомкам, и поучительный экскурс в не столь дальний уголок истории для всех читателей.В общем, спасибо, что назвали вещи своими именами, уважаемый Григорий Иванович!