Найти тему
Маша Чернова

Блиц-интервью с папой. Тема 9: Правильно ли сравнивать "застой" со "стабильностью"?

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

М.: Пап, помнишь наш разговор о 70-х годах? И мне было интересно, и читателям очень понравилось. А сегодняшняя наша тема - это в определённом смысле продолжение той. Всё началось с того, что я скинула своей подруге и постоянной читательнице вот это:

Скриншот из социальной сети "ВКонтакте".
Скриншот из социальной сети "ВКонтакте".

Она написала мне в ответ, что при раннем Брежневе, пока он был в здравом уме, всё не то чтобы прямо расцвело, но развивалось и росло, и атмосфера в целом (за исключением отдельных моментов) в целом была неплохая.

Отсюда и наша тема: а насколько корректно распространенное сейчас сравнение так называемого "застоя", то есть времени Брежнева, с временем так называемой "стабильности", то есть временем Путина?

П.: Не забывай - хоть я был и не по возрасту интеллектуально развитый и не по годам циничный, но всё-таки ребёнок. И то немногое, что помню сам, всё равно подпираю чьими-то воспоминаниями, расчётами, выводами. Но надеюсь, что в итоге должно получиться что-то объективное, на которое критически настроенные знатоки "преданий старины глубокой" не будут плеваться.

М.: Ну тогда давай, чтобы картина была более рельефной и яркой, попробуем разобрать вопрос по частям. Давай сначала сравним именно эту самую пресловутую "атмосферу": чего в ней было тогда больше - праздника и эйфории, серых будней или зловещего отблеска костров идущих уничтожать СССР грядущих гуннов и печенегов с половцами?

П.: Доченька, ты может быть будешь смеяться, но лично для меня это самый лёгкий и простой вопрос, так что он не вызывает сложных мыслей, мучений и страстей. Вот уж чего точно не было, да и быть не могло у советских людей - за исключением разве что руководства КПСС и КГБ - в то время, так это апокалиптических настроений и предчувствия (предвкушения) грядущих катаклизмов. Серые будни - были. Праздники, порой даже и с эйфорией - да, систематически имели место быть. Да и поводов для радости, причём вполне обоснованных, было достаточно. И это не обязательно были масштабные события вроде защиты диссертации, приобретения машины, переезда в новую квартиру. Иногда это была и добыча в лице мяса или дичи.

М.: ?

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

П.: Совершенно верно, именно так. Вообще, что характерно, но даже праздничные прогулки (кроме, конечно, 1-го и 9-го мая и 7-го ноября) по хабаровскому "Бродвею" (улица Карла Маркса) в 9/10 случаев превращались в стояние в очередях с переходом из одной в другую. На одном углу "выбросили" фрукты, на другом цыпочку вроде той что на фото, возле "Детской книги" (упокой господи её душу...) продаются "Господин Ау" и "Молись и кайся", то есть "Малыш и Карлсон". Много ли надо человеку для радости? А когнитивный диссонанс возникал у очень и очень немногих. У тех, кто выражал его вовне бурно и публично, возникали проблемы, в крайних случаях дело могло дойти до отправки под конвоем лес валить или госпитализации в психоневрологический диспансер с записями в истории болезни типа "страдает параноидальной манией переустройства общества".

М.: Кстати, очень в тему. Посты в замихалыванычевском паблике.

Скриншот.
Скриншот.

П.: Не сомневаюсь: сочиняли внуки санитаров из той дурки...

Однако вернёмся к нашим баранам и хомо сапиенсам.

...Большинство же тех, у кого возникали противоречия между речами Леонида Ильича и реальностью и дискомфорт от этого, прибегали к более гуманным по воздействию седативным препаратам...

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Причём не только Венечка Ерофеев, но и Олег Даль, Владимир Высоцкий...

А у подавляющего большинства режим (не политический, а режим дня, недели) был в принципе стандартный.

М.: Тогда следующий вопрос в развитие темы. Если тогда для более или менее стабильного, спокойного существования и приобретения некоторых льгот и преференций достаточно было соблюдать установленные партией правила игры, быть членом профсоюза работников умственного труда, произносить общепринятые ритуальные фразы, то возможно ли это сейчас, если постить в соцсетях ежедневно про величие национального лидера, про покарание критикующих его предателей и врагов народа, его фото, на которых он целует мальчиков в живот и щеночков в попу, и, наконец, добровольно бежать на митинги в поддержку ПЖиВ и отдавать половину стипендии или зарплаты в какой-нибудь "Фонд распятых мальчиков Донбасса"?

П.: Ой, я тебя умоляю! Как ни парадоксально, но при всём прочем люди тогда всё-таки не были расходным материалом, которому можно бросить в лицо что-нибудь типа "никто не просил вас рожать". А теперь - именно расходный материал. И тех, кто сегодня строчит полную ***** - извини, моя девочка! - про пять машин, айфоны и дворцы, вполне могут завтра выгнать пинком под зад без расчёта.

М.: О нынешних "рывках", "прорывах" всёрьёз говорить уже невозможно. А тогда они реально были?

П. Были. Кстати, глубоко НЕуважаемый мною господин Хинштейн (кстати, на два года моложе меня, а чешет про то время как очевидец!) с десяток лет назад написал о Брежневе и его времени достаточно объективную книгу, в которой я с очень и очень многими моментами согласен. "Сказка о потерянном времени" называется. Хорошо Шурик Евсеич поработал, я тебе скажу, перелопатил кучу документов, включая брежневские записные книжки. И во многих случаях пришёл к правильным выводам. Книжку я даю тебе почитать, но всё-таки надо бы здесь привести несколько отрывков из неё и фрагментов из использованных им документов.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

"Но Брежнев не всегда был старым, немощным маразматиком. В первое десятилетие властвования - в большую часть срока - это был энергичный, деятельный и достаточно либеральный правитель; хотя, если требовалось, он умел становиться и жёстким.

Из многочисленных воспоминаний, свидетельств и сохранившихся документов предстаёт перед нами портрет крупного государственного деятеля, в меру - осторожного, в меру - сентиментального. И уж точно - вполне себе обаятельного".

"С 1965 года повысились закупочные цены на сельхозпродукцию, причём всё произведённое сверх плана оплачивалось теперь по из коэффициента 1,5. Сам план - тоже урезали, дав хозяйствам заметное облегчение.

Одновременно - правительство снизило стоимость запчастей и техники, уменьшило ставки подоходного налога для колхозников. На мелиорацию, механизацию и химизацию села из бюджета выделили беспрецедентную сумму - 35 миллиардов рублей. Колхозы и совхозы в массовом порядке стали оснащаться сельхозмашинами, выпуск которых, в свою очередь, резко увеличился. (Уже в IX пятилетку село получит 1,7 миллиона тракторов, 1,1 миллиона грузовиков, 450 тысяч зерноуборочных комбайнов). С хозяйств списали долги по ссудам Госбанка, общая сумма которых превысила 2,1 миллиарда рублей.

Никогда прежде аграрный сектор не получал столько инвестиций, сколько в период "застоя". В 1966-1980 годах на финансирование АПК была затрачена рекордная сумма - 383 миллиарда рублей, что составляло 78% всех капиталовложений в сельское хозяйство за 73 года советской власти.

Успехи долго ждать себя не заставили. Период восьмой пятилетки (1966-19710 не зря по сей день именуется "золотым веком" СССР. Объём сельскохозяйственного производства вырос в те годы на 21%, а промышленного - ровно вполовину. Уже к 1971 году абсолютное большинство предприятий (41 из 49 тысяч) перешло на новую систему хозяйствования.

В строй ввели без малого 2 тысячи крупных промышленных объектов, среди которых многие нынешние флагманы экономики: АвтоВАЗ, Братская м Красноярская ГЭС, Западно-Сибирский металлургический комбинат.

Было освоено производство и начат серийный выпуск 8,4 тысячи новых видов машин, оборудования и приборов.

Началась массированная разработка нефтегазовых месторождений Сибири: знаменитое Уренгойское месторождение - второе по запасам в мире - было открыто в 1966 году. Самотлорские залежи нефти - 1965-м.

Год от года появлялись на карте новые города и посёлки: Надым, Когалым, Нижневартовск, Новый Уренгой, Ноябрьск, Качканар - даже трудно представит, что этих названий никогда прежде никто не слышал.

В восьмую пятилетку было построено 518 миллионов квадратных метров жилья - в два раза больше, чем за все ельцинские годы. В 350 городах появились водопроводные и канализационные системы, протяжённость сетей возросла на 40 тысяч километров, было газифицировано около 13 миллионов квартир.

Только одно сопоставление. К концу 1968 года канализацией было обеспечено 68% многоквартирных жилых домов, центральным отоплением - 66%. А в 1980-м - через 12 лет - канализировано будет уже 90% квартир, газифицировано - 80%, центральным отоплением грелись - 87%.

2/3 инфраструктуры городов и посёлков - почитай всё ЖКХ страны - было создано при Брежневе".

М.: Впечатляет...

П.: Ещё как!

М.: О репрессиях.

П.: Массовых посадок, битком набитых инакомыслящими лагерей и психушек, грандиозных процессов (после дела Синявского и Даниэля) и расстрелов не было. Более или менее "точечные" репрессии были.

Кстати, вот тебе несколько маленьких фрагментов газетной статьи.

"В последнее время западная пресса подняла на щит так называемых "диссидентов". Но знают ли адвокаты этих мнимых "мучеников за убеждения", "узников совести" или как там ещё их именуют, кого они на самом деле защищают и рекламируют?"

"Они - действительно враги советского народа, эта жалкая кучка отщепенцев, сделавших своей профессией подрывную работу против социализма. Но делают они своё грязное дело отнюдь не из каких-то идейных соображений, а за деньги, за валюту".

"От них просто избавили народ, чтобы они не отравляли ему воздух своим зловонием".

Сорок шесть лет назад. А какие знакомые обороты речи...

М.: Если убрать про светский народ и социализм, то под этим подпишется и Соловьёв, и Киселёв, и Скабеева, и белорусский бешеный пёс Азарёнок...

П.: История повторяется, правда фарс ни разу не смешной...

М.: Почему тогдашняя агитация и пропаганда работали, а сейчас как-то не очень?

П.: Ну, не на 100% работали... Диссидентов были в лучшем случае сотни, абсолютных и во всё без исключения верующих коммунистических фанатиков - тоже никак не 18 миллионов членов партии, в это может верить или лицемер, или идиёт. А основная часть населения жила с двумя мыслями: "лишь бы не было войны" и "не подорожает ли водка". Я утрирую, но это ой как близко к истине. И не забывай, что тогда в принципе не было альтернативных источников информации. Твой прадедушка, мой дедушка, член партии с 1938 года, ветеран военной контрразведки, хоть и слушал в обход "глушилок" на коротких волнах "Голос Америки", но плевался, матерился и проклинал "антисоветчину". А большинству вполне хватало "Утренней почты", "А ну-ка, девушки" и "Международной панорамы".

М.:Готовилась к нашему разговору, и пересмотрела кучу фотографий Брежнева. Вот, выбрала несколько таких неофициальных, не для газеты "Правда"...

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

П.: Очень располагающие фото. И он на них вызывает симпатию. Кстати, из этих фото мне раньше попадалось только то, где он с Фордом в шубе.

М.: Мы можем ещё очень долго говорить, но котик уже устаёт. Видимо, как-нибудь надо будет ещё поговорить обо всём этом.

(Котик вздыхает и с уважением смотрит на папу).

П.: Если говорить о последних годах "дорогого Леонида Ильича", то, к сожалению, приходить на память вот эта примерно тогдашняя фотография:

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.