"7 навыков высокоэффективных людей". А автор книги знает о чем говорит

Прежде чем взбираться по лестнице к успеху, убедитесь, что она прислонена к тому зданию, которое вам нужно.

Стивен Кови

За время своей управленческой практики я изучил несколько книг и подходов к развитию личной эффективности. Больше всего мне запомнилась книга Стивена Кови «7 навыков высокоэффективных людей». Она присутствовала в списке бестселлеров журнала New York Times на протяжении 220 недель и это было заслуженно.

Кто такой Стивен Кови? Это американский консультант по вопросам руководства и управления жизнью, преподаватель и консультант по организационному управлению.

А ты эффективный? Pixabay.com
А ты эффективный? Pixabay.com

Подход Стивена Кови

Кови учит людей управлять внешней и внутренней реальностью с наибольшей результативностью, извлекая из своих действий максимум пользы.

Он считает, что для эффективного руководства необходимы специальные навыки, которые многократно усиливают результаты деятельности руководителя и компании.

В книге выделяются два вектора развития личности:

⦁ От зависимости к независимости и затем к межличностной зависимости.

⦁ От индивидуальных результатов и личной победы к общим результатам и победе.

Степень зависимости личности:

  • Зависимый человек

Пассивно ожидает событий, надеясь, что о нём позаботятся, как ребёнок, который зависит от других. Зависимость не позволяет взять на себя ответственность за собственную жизнь, но позволяет легко обвинять других, когда что-то нехорошо.

  • Независимый человек

Вырабатывает в себе чувство уверенности и самодостаточности, находя то полезное, что можно взять для личностного роста и удовлетворённости жизнью.

  • Человек с межличностной зависимостью

Понимает невозможность достижения цели без помощи других. Такой человек стремится найти способ сотрудничать с людьми.

Все навыки Стивен Кови рассматривает в контексте зрелости через личные и общественные победы.

Зависимость

Независимость

Личные победы:

⦁ Сохранять активность.

⦁ Быть способным видеть результат работы в её начале.

⦁ Начинать с главного.

Межличностная зависимость

Общественные победы:

⦁ «Твоя победа — моя победа».

⦁ Сперва стараться понять, а потом искать понимание.

⦁ Действовать совместно (синергетически).

Отдельно идёт седьмой навык «точить пилу», но о нём поговорим немного позже. Каждый навык интересен по-своему, поэтому расскажу тебе про них чуть подробнее.

Первые три навыка связаны с умением владеть собой. Они ведут человека от зависимости к независимости и позволяют достигать личных побед.

Проактивность – это осознанное желание человека влиять на события, явления и процессы. Проактивный человек воздействует на все события, которые находятся в зоне его влияния.

Проактивность

⦁ Активность и инициативность.

⦁ Изменение обстоятельств под свои цели или выбор обстоятельств, содействующих достижению целей.

⦁ Принятие ответственности за последствия принятых решений.

⦁ Осознание свободы выбора реакции на любое событие.

Реактивность

⦁ Пассивность.

⦁ Прямая зависимость настроения и результата действий от внешних обстоятельств и факторов.

⦁ Избегание ответственности, перекладывание её на других.

⦁ Прямая зависимость между событием и реакцией на него.

Руководитель формулирует рабочие или личные цели, проговаривает или записывает их.

Пять шагов к формулированию и достижению целей:

Мечта. У тебя есть мечта, которую тебе хотелось бы воплотить в реальности? Возьми лист бумаги и подумай, где ты хочешь оказаться через год, пять и десять лет. Не думай сейчас, как ты этого добьёшься, просто запиши все потенциальные возможности.

Мозговой штурм. После того, как ты запишешь свои мечты, настанет время мозгового штурма для поиска идей по реализации задуманного.

Методы мозгового штурма:

⦁ Разгрузка мозга: отпусти свою фантазию и записывай все идеи, которые приходят тебе на ум, независимо от того, есть ли в них смысл.

⦁ Список идей: сосредоточься на каждой ценной идее и наметь все возможные задачи, которые помогут её реализовать.

⦁ Карта памяти: начни с одной идеи и, используя слова и рисунки, создай «карту» взаимосвязанных идей.

Ранжирование. Следующий шаг — осмысление выдвинутых идей. Проранжируй их, исходя из своих приоритетов. Например:

⦁ по значимости;

⦁ по достижимости;

⦁ по времени реализации;

⦁ по финансовым последствиям.

В процессе ранжирования ты можешь обнаружить, что некоторые идеи занимают верхние позиции по нескольким критериям. Это признак того, что ты приближаешься к определению своих целей.

Планирование. К этому шагу ты уже выделишь цели, на которых стоит сосредоточиться, и будешь думать над тем, почему та или иная цель так важна для тебя.

Например:

«Мне необходима новая машина. Я выбрал себе автомобиль по душе. Через три месяца я куплю его. Для этого я буду работать сверхурочно и найду дополнительный заработок».

Движение. Цель может быть очень сложной, но, если разбить её на небольшие задачи и решать их одну за другой, ты с каждым днём будешь всё ближе к своей цели. Не теряй из виду общую картину.

Чтобы быть эффективным, руководитель соотносит значимость критериев срочности и важности.

Важные вещи способствуют достижению цели, а срочные должны выполняться немедленно.

Составляя план своего дня/недели/года, эффективный руководитель понимает, из каких значимых событий строится личная и профессиональная жизнь.

Мы пришли сюда ненадолго, и времени, которое нам отпущено, слишком мало, действительно слишком мало для того, чтобы прикоснуться ко всем чудесам этого странного мира.

Карлос Кастанеда

Важно понимать и принимать возможность других людей быть эффективными и успешными, способствовать развитию сотрудников. Решения, которые принимаются в команде, должны удовлетворять всех и восприниматься как обязательные к выполнению.

Этот навык включает в себя:

⦁ взаимное обучение;

⦁ взаимное влияние;

⦁ взаимную выгоду.

Всегда легче кричать, чем слушать и понимать другого.

Иннокентий Смоктуновский

Эффективный лидер фокусируется на других и много внимания уделяет организации командной работы. Для этого он стремится увидеть ценности, мотивы, намерения и ожидания коллег, что невозможно без умения слушать.

Термин «синергия» обозначает эффект, который получается при взаимодействии отдельных факторов, если этот эффект больше, чем простая сумма действий этих факторов по отдельности.

Суть навыка в умении объединять людей. Руководитель не столько сам знает и умеет, сколько стимулирует активность других, подводя их к проактивности, умению выделять приоритеты в своей работе. Таким образом, он не только становится эффективным сам, но и создаёт условия для увеличения инициативности/эффективности коллег.

Седьмой навык – это твои личные ресурсы и средства. Он поддерживает и развивает самый ценный ресурс – тебя самого. Он обновляет четыре измерения твоей натуры: физическое, духовное, интеллектуальное и социально‑эмоциональное.

Физическое:

  • питание;
  • физические упражнения;
  • управление стрессовыми ситуациями.

Духовное

  • прояснение приверженности ценностям;
  • саморазвитие;
  • размышления.

Интеллектуальное

  • чтение;
  • воображение;
  • письмо;
  • планирование.

Социально-эмоциональное

  • сопереживание;
  • синергия;
  • внутренняя уверенность;
  • безопасность.
Даже разумный человек будет глупеть, если он не будет самосовершенствоваться.

Сиддхартха Гаутама (Будда)

В одной статье довольно сложно детально описать выводы из книги. Я постарался максимально детально проработать слова автора книги и подстроить их под себя и нашу реальность. Так что пользуйтесь, это работает. Ну и книгу рекомендую прочесть, она стоит своих денег