Найти в Дзене

Неприметный храм в Москве с очень необычной историей

В Москве все еще стояла густая жара. Обычно по-деловому шумная столица уже который день пребывала в сонном дурмане. Москвичи, разморенные ташкентскими температурами, лениво пережидали сиесту на тенистых верандах летних кафе. Дворами и переулками, прячась в тени от обжигающего солнца, мы шли к небольшой церквушке Троицы Живоначальной в Листах. Она расположилась на углу Сретенки и Садового кольца. По столичным меркам это маленький храм и не такой уж старый – есть куда старше и солидней. Но того количества историй, которые с ним связаны, хватит, пожалуй, на целый сборник. СКАЗ О МОСКОВСКИХ СТРЕЛЬЦАХ Городская застройка Москвы – процесс исторический, динамичный. Город формировался и возводился вокруг центральной крепости – столичного Кремля. Однако, в те лихие и неспокойные времена соседи были весьма охочи до чужого добра, а Москва активно разрасталась и требовалось защищать эти территории – так появлялись новые оборонительные рубежи уже за пределами центральной цитадели. Строились они кла
Оглавление

В Москве все еще стояла густая жара. Обычно по-деловому шумная столица уже который день пребывала в сонном дурмане. Москвичи, разморенные ташкентскими температурами, лениво пережидали сиесту на тенистых верандах летних кафе. Дворами и переулками, прячась в тени от обжигающего солнца, мы шли к небольшой церквушке Троицы Живоначальной в Листах. Она расположилась на углу Сретенки и Садового кольца. По столичным меркам это маленький храм и не такой уж старый – есть куда старше и солидней. Но того количества историй, которые с ним связаны, хватит, пожалуй, на целый сборник.

Церковь Троицы Живоначальной в Листах вид со Сретенки. Фото авторов
Церковь Троицы Живоначальной в Листах вид со Сретенки. Фото авторов

СКАЗ О МОСКОВСКИХ СТРЕЛЬЦАХ

Городская застройка Москвы – процесс исторический, динамичный. Город формировался и возводился вокруг центральной крепости – столичного Кремля. Однако, в те лихие и неспокойные времена соседи были весьма охочи до чужого добра, а Москва активно разрасталась и требовалось защищать эти территории – так появлялись новые оборонительные рубежи уже за пределами центральной цитадели. Строились они классическим способом: насыпали вал, по возможности выкапывали ров и ставили стену каменную или деревянную. Так постепенно центр Москвы обзавелся стенами Китай-города, затем Белого города (это нынешнее бульварное кольцо), а затем и Земляного города (нынешнее Садовое кольцо). Рядом с оборонительными стенами и воротами селили военных людей того времени – стрельцов.

Двор церкви Троицы Живоначальной в Листах. Фото авторов
Двор церкви Троицы Живоначальной в Листах. Фото авторов

Вот и по нынешней Сухаревской площади к XVII веку определилась граница города, была возведена стена и одни из городских ворот – Сретенские. А рядом, как положено для обороны рубежа, жили стрельцы, которые были одной из привилегированных частей общества. Поэтому, когда эти уважаемые служивые люди захотели выстроить в своих окрестностях каменный полковой храм, отказать им не никто не посмел. Но в то время еще сама Москва была деревянной, построить храм каменный – было делом, конечно, осуществимым, но уж больно затратным. Но строительство храма – дело богоугодное, а стрельцы полка – люди не робкого десятка. Когда они отличились в Смоленском походе царя Алексея Михайловича, им было даровано сто тысяч кирпичей на строительство храма и к 1661 году Троицкая церковь была построена и освящена.

Церковь Троицы Живоначальной в Листах. Фото авторов
Церковь Троицы Живоначальной в Листах. Фото авторов

Но история строительства храма на этом не закончилась, а сделала еще один виток. В 1667 полк отправили в Астрахань, где он участвовал в подавление восстания Степана Разина. За доблесть и верность Алексей Михайлович своим указом выделяет для дополнительного строительства полкового храма еще сто пятьдесят тысяч кирпичей.

«…царь возымел особое усердие к этому храму, пожаловав ему множество образов, большую часть утвари и Царские врата, вывезенные им из покоренной Орши».

Сад во дворе церкви Троицы Живоначальной в Листах. Фото авторов
Сад во дворе церкви Троицы Живоначальной в Листах. Фото авторов

И подвиги продолжались! В честь удачного Чигиринского похода русских войск во время русско-турецкой войны 1672-1681 годов в 1680 году к храму пристраивают трапезную и придел во имя покрова Пресвятой Богородицы.

Вход в церковь Троицы Живоначальной в Листах. Фото авторов
Вход в церковь Троицы Живоначальной в Листах. Фото авторов

Храм радует современников. Однако, на Руси и, в частности, в Москве начинается борьба за власть между юным Петром I и его сестрой царевной Софьей. Стрелецкий полк под командованием полковника Сухарева первым оказывает поддержку Петру. Царь не забывает этого и выделяет 700 рублей (на тот момент огромные деньги) на восстановление Троицкой церкви после пожара 1689 года.

Церковь Троицы Живоначальной в Листах. Вид на колокольню храма. Фото авторов
Церковь Троицы Живоначальной в Листах. Вид на колокольню храма. Фото авторов

ГАРДЕМАРИНЫ, ВПЕРЕД!

В январе 1701 года по соседству с Троицкой церковью во вновь построенной по указу Петра I Сухаревской башне (названной так в честь командира стрелецкого полка) открывается первое в России полноценное светское военно-инженерное учебное заведение, предтеча всей современной системы инженерно-технического образования России – Навигацкая школа. Именно здесь по велению царя-реформатора начинают готовить будущих моряков, инженеров, артиллеристов. Но почему не в Санкт-Петербурге? На тот момент Северной Пальмиры еще нет, она будет заложена только через два года. Получается, что первое учебное морское заведение открывается в Москве. В последствии его переименуют в Морскую академию, а ее ученики будут гордо именоваться гардемаринами.

Кадр из фильма "Гардемарины, вперед!", реж. С.Дружинина, 1987 г.
Кадр из фильма "Гардемарины, вперед!", реж. С.Дружинина, 1987 г.

Кстати, действие всем полюбившейся отечественной кинотрилогии о гардемаринах начинается как раз в столичной Морской академии. Да и сам фильм снят по книге Нины Соротокиной «Трое из Навигацкой школы».

ПЕРВЫЙ ХРАМ РУССКИХ МОРЯКОВ

В 1704 году в истории Троицкого храма произошел непредсказуемый поворот - именным царским указом он назначается Адмиралтейским храмом Москвы (при Адмиралтейском приказе) и приходским для Навигацкой школы и всех обитателей Сухаревой башни. Получается, что это первый домовой храм русских моряков, предшественник и петербургских и севастопольских Адмиралтейских соборов.

Колокольня церкви Троицы Живоначальной в Листах. Фото авторов
Колокольня церкви Троицы Живоначальной в Листах. Фото авторов

ЦЕРКОВЬ В ЛИСТАХ

В прилегающей слободе, рядом со стрельцами жили печатники. Работали они на государевом печатном дворе, но часто трудились, как мы нынче, удаленно – дома. Они делали яркие раскрашенные лубки – картины с сюжетами из истории или же наоборот некими сатирическими и злободневными. А продавали свои работы – развешивая картины – листы на ограде церкви Троицы. Вот так церковь приросла еще одним названием «в листах».

Вход в церковь Троицы Живоначальной в Листах. Фото авторов
Вход в церковь Троицы Живоначальной в Листах. Фото авторов

МОСКВА И МОСКВИЧИ

Знаменитый знаток и описатель быта столицы конца XIX – начала XX веков Владимир Гиляровский в своем сборнике «Москва и москвичи» упоминает нашу церковь:

«… Лучший табак, бывший в моде, назывался "Розовый". Его делал пономарь, живший во дворе церкви Троицы-Листы, умерший столетним стариком. Табак этот продавался через окошечко в одной из крохотных лавочек, осевших глубоко в землю под церковным строением на Сретенке. После его смерти осталось несколько бутылок табаку и рецепт, который настолько своеобразен, что нельзя его не привести целиком.»

БОНУС ОТ ГИЛЯРОВСКОГО

Рецепт табаку:

"Купить полсажени осиновых дров и сжечь их, просеять эту золу через сито в особую посуду.

Взять листового табаку махорки десять фунтов, немного его подсушить (взять простой горшок, так называемый коломенский, и ступку деревянную) и этот табак класть в горшок и тереть, до тех пор тереть, когда останется не больше четверти стакана корешков, которые очень трудно трутся: когда весь табак перетрется, просеять его сквозь самое частое сито. Затем весь табак сызнова просеять и высевки опять протереть и просеять. Золу также второй раз просеять. Соединить золу с табаком так: два стакана табаку и один стакан золы, ссыпать это в горшок, смачивая водой стакан с осьмою, смачивать не сразу, а понемногу, и в это время опять тереть, и так тереть весь табак до конца, выкладывая в одно место. Духи класть так: взять четверть фунта эликсиру соснового масла, два золотника розового масла и один фунт розовой воды самой лучшей. Сосновое масло, один золотник розового масла и розовую воду соединить вместе подогретую, но не очень сильно; смесь эту, взбалтывая, подбавлять в каждый раствор табаку с золою и все это стирать.

Когда весь табак перетрется со смесью, его вспрыскивать оставшимся одним золотником розового масла и перемешивать руками. Затем насыпать в бутылки; насыпав в бутылки табак, закубрить его пробкой и завязать пузырем, поставить их на печь дней на пять или на шесть, а на ночь в печку ставить, класть их надо в лежачем положении. И табак готов".*

*Отрывок из сборника очерков Владимира Гиляровского "Москва и Москвичи"

***

Спасибо, что дочитали наш рассказ до конца. Ставьте "нравится" и подписывайтесь на канал , мы и дальше будем публиковать фотографии и рассказы о наших путешествиях по Москве, Подмосковью и соседним регионам.

***

О чем мы рассказывали ранее:

Столичный храм, который восстановил Александр Абдулов

Самый загадочный "коронованный" православный храм

Единственный кремль, который разобрали для строительства московского метро

Этот единственный готический храм в Подмосковье называют северным Тадж-Махалом

Копия храма Гроба Господня в подмосковной Истре

Главный Храм вооруженных сил РФ в Кубинке. Интерьеры и масштаб поражают (много фото)

Берлюковская пустынь. Почему монастырь назван по имени разбойника

Самый старый храм Москвы и Спасо-Андроников монастырь. Обитель тесно связана с Константинополем