Найти в Дзене

«Это новодел. Но это подлинный новодел!»

Многие музеи расположены во дворцах, особняках и даже просто квартирах. Разумеется, за время своего существования и сами здания, и интерьеры претерпели немало изменений, в том числе довольно существенных. Далеко не всегда эти изменения способствовали сохранению исторической обстановки.

Особняк В.Э. Бранта, Музей политической истории. Пример сохранившейся аутентичной обстановки.
Особняк В.Э. Бранта, Музей политической истории. Пример сохранившейся аутентичной обстановки.

Это могли быть и разрушения военного времени с последующей перестройкой, и приспособление парадных интерьеров под общественные организации, и создание коммунальных квартир. С военными разрушениями всё ясно. Хорошо, если не повреждены несущие конструкции, а уж остальное можно восстановить.

Общественные организации — сложное сочетание. Где-то интерьеры сохраняются, придавая учреждению особую атмосферу. Где-то историческую отделку варварски уничтожают, заменяя современными материалами. Сложно предугадать, как поступит каждая конкретная организация. А уж жильцы коммуналок едва ли проявляли заботу об исторических интерьерах.

Мемориальная экспозиция, посвященная М.Ф. Кшесинской. Реконструкция интерьеров.
Мемориальная экспозиция, посвященная М.Ф. Кшесинской. Реконструкция интерьеров.

В результате, когда такой дом передается музею, требуется не просто реставрация, а воссоздание исторических интерьеров. И хорошо, если следы былого величия сохранились хотя бы частично. Бывает, что вся отделка полностью утрачена, а сохранившиеся документы не содержат полной информации.

Приходится восстанавливать, исходя из представлений о стиле, эпохе и предметах. Это можно сделать максимально точно с использованием подлинных предметов интерьера. Но бывает, что и предметы приходится воссоздавать по чертежам и изображениям. Конечно, они уже не будут подлинными, это всего лишь реконструкция. Хотя и максимально точная.

Является ли реконструкция идеальным решением при несохранившемся внутреннем убранстве? С одной стороны, это позволяет восполнить пробелы при отсутствии или недостатке документов. С другой стороны, реконструкция размывает границы подлинного и современного. Это не тот предметный мир, в котором жил исторический деятель. Перед нами лишь визуальное заполнение недостающих элементов.

Наверное, неискушенный посетитель и не заметит разницы. Главное для него — заполненный зрительный ряд. Но, согласитесь, как приятно знать, что перед нами именно тот самый подлинный домик няни Пушкина, а не новодел 1930-х гг.

Задумывались ли вы когда-нибудь о подлинности музейных интерьеров и отдельных предметов? Нужно ли воссоздавать то, что было практически полностью утрачено?