На фоне последних кинолент о спорте фильм "Тренер" выглядит этакой белой вороной. Он снят по совершенно иным лекалам, чем громоздкие и пафосные, фактически плановые госзаказы: "Легенда №17", "Движение вверх", фильмы о Яшине и Стрельцове.
Фанатская песня-кричалка из фильма. "Последняя поэма". А. Рыбников, Р. Тагор.
Данила Козловский дерзнул сделать себя режиссёром фильма, и Бог наградил его за смелость. Всё получилось. Главный лейтмотив фильма был высказан устами героя Владимира Ильина, детского тренера Бергера, когда он вспоминал как его напутствовали когда он первый раз влезал в танк в армии - Главное не... ну скажем так... не наложить в штаны. И эта же идиома в полной мере относилась и к дебютанту-режиссёру Козловскому. Он довольно смело влез в режиссёрский танк и вылез оттуда с сухими штанами.
Конечно можно наковырять огромное количество недостатков у кинодебюта Данилы Козловского. У нас подобных ковыряльщиков всегда очень много. В России самые талантливые хейтеры в мире. Они до последнего винтика разберут что угодно и потом соберут как попало, часто не сумев увидеть глобальные, значимые вещи.
Фильм "Тренер" о победе духа, о сказочном превращении одиннадцати индивидуальных предпринимателей (опять же слова Бергера) в единое, сплочённое братство душ. И это братство было подкреплено братством местных болельщиков и завоёванной любовью всей страны.
Конечно Козловский просто по-шукшински так выстрелил. Он и режиссёр и сценарист, и со-продюсер и исполнитель главной роли. Возможно, что стоило ему построить сценарий менее обращая взор на себя любимого. Любовная линия в фильме скорей мешает, чем помогает. Причём его герой - Юрий Столешников, настолько крут, что в него влюблены все. И директор клуба Лара, и врач команды Варя, и её сестра.
Лару откровенно жаль. Она очень достойный человек. И актриса И. Горбачёва сыграла эту роль превосходно. А сцена когда она душит судью в подтрибунном помещении впечатляет; она одна из ключевых в фильме. Веришь, что такая женщина способна на всё. Роль Вари, откровенно слаба. Её героиня введена в сюжет по блату. Зрители знали, что актриса Ольга Зуева пассия Данилы. Ну, что не сделаешь ради любимой женщины.
Но, Бог с ними, с женщинами. В фильме совершенно уникально показан сам футбол. Настолько реально и похоже, что удивляешься такому мастерскому монтажу кадров. В фильме играет немало бывших футболистов, "сбитых лётчиков": Дмитрий Сычёв, Алан Гатагов, Красава - Женя Савин. Никаких компьютерных сцен. Это совершенно живой футбол. Ни в какое сравнение не идут все остальные снятые фильмы с футбольными баталиями.
Интересно, что фамилию Додин одному из футболистов, которого играет Дмитрий Сычёв, Д. Козловский дал в честь своего театрального учителя Льва Додина. Сам Козловский уже играл спортсменов. Помимо прославившего его Харламова, была еще роль футболиста в фильме "Гарпастум", в самом начале его карьеры.
Ну, и сами проблемы футбола, что Данила Козловский затронул в фильме очень актуальны и честны. Слив матчей игроками, подкуп и переподкуп судей, проблема бедных игроков, которые делают ставки против собственного клуба, чтобы иметь денег побольше, чем они имеют по своим мизерным контрактам. Показана проблема финансирования маленьких клубов, которые висят на городском бюджете, и которые руководство края не поддерживает, потому что мягко говоря - не до футбола. В регионах люди выживают непросто. Ну, в общем Козловский первый, художественно выразил все проблемы российского футбола современной России.
Может фильм и напоминает сказку. Но это очень достойная и красивая сказка. И кстати как выяснилось, наколдовал Данила, напророчил таки многие вещи в реальности.
Фильм был закончен летом 2017 года. Он был снят в преддверии чемпионата мира по футболу в России. На чемпионате мира, решающий пенальти не забил Фёдор Смолов, наш гламурный, татуированный красавец. Количество грязи вылитой на него болельщиками был сродни тому потоку грязи, что вылилась за незабитый пенальти на героя фильма Ю. Столешникова. Правда, Федя, не завязал с футболом. Но из сборной вылетел. И ссылка в Испанию, и невеликая игра в московском "Локомотиве" не помогли. До сих пор Смолов себя не реабилитировал перед болельщиками.
Другой совершенно пророческий момент это феноменальная игра маленького, заштатного клуба "Тосно". Городок с населением в 15 тысяч смог построить мастеровитую команду, которая пробилась в Премьер-лигу и в 2018 году стала обладателем Кубка России. Интересно, что тренером клуба был бывший спартаковец Дмитрий Парфёнов. Правда у команды-выскочки всё очень быстро рассыпалось. В один год они добились всего о чём можно мечтать, и в конце сезоне клуб обанкротился и был расформирован. Но, историю уже не перепишешь.
Удивительно, но в полуфинале кубка России "Тосно" играл с московским "Спартаком". Причём играли в Тушино, на спартаковском стадионе. Правда счёт был не 3:2, а "Тосно" прилично повозив "Спартак" в основное и дополнительное время, победил в серии пенальти. А в финале играл с другим выскочкой из первого дивизиона, курским "Авангардом". Тоже этакий прототип "Метеора".
Есть еще одно интересное пересечение. Авторы фильма не скрывают, что команда "Метеор" базируется в Новороссийске. В свое время клуб из этого города был в фаворе, семь сезонов играл в высшем дивизионе и даже играл в Еврокубках с "Валенсией". В фильме есть момент когда президент клуба и тренер Бергер перекупают подкуп судьи в кубковом матче. Делают это только ради того, чтобы судья судил честно. И вот совсем недавно был большой скандал в РПЛ. Первое в России дело о договорном матче между командами "Чайка" и "Черноморец" было направлено в суд. В итоге возмутителя спокойствия высоко прорвавшийся в ФНЛ клуб "Чайка" из небольшого села ростовской области, дисквалифицировали, а в команде "Черноморец", бывшим тренеру и шестерым игрокам команды предъявлено обвинение по статье 184 УК РФ.
Вообще в фильме много очень запоминающихся сцен и диалогов. Очень трогательно показаны сцены общения отца и сына Столешниковых. Фанаты команды - и их поддержка сняты на высшем уровне. Младший Ильин в ранге главного заводилы фанов выглядит очень убедительно. А песня из "Последней поэмы" композитора А. Рыбникова, которую так слаженно поют метеоровские фаны - один из ключевых моментов фильма. Равно как и сцена с банером растянутым на трибунах в поддержку главного тренера, потерявшего отца. Это всё до слёз...
В завершение хочется сказать, что такой фильм, однозначно стоило снять. И его стоит смотреть. Данила Козловский показал любовь к футболу и выразил своё негодование по положению того, что творится в околофутбольном закулисье. А разговор тренера с мэром это лакмус всего что происходит в провинциальных городах имеющих на бюджете команды. Это кино с верным моральным посылом, без розовых очков и противного пафоса, что у нас всё лучше некуда.