Сейчас наверняка многие наши читатели улыбнулись, прочтя имя нашего героя. Да, его знают многие козельчане, которых он не раз выручал из беды. Спешил на помощь и днём, и ночью по первому же звонку. Горожане называют его самым лучшим сантехником. А ещё он философ, поэт, музыкант и художник.
Узнали мы о такой неординарной личности, живущей среди нас, благодаря тетради, в которой хранятся записи Николая Васильевича. Это размышления о жизни, стихи, рассказы, результаты проводимых им опытов, реализованные строительные проекты…
Художник, слесарь и поэт
Тетрадь попала к нам в редакцию ещё в начале года, но встретиться с её владельцем довелось лишь сейчас. Слесарь-сантехник всё это время не брал трубку и ответил на звонок лишь на прошлой неделе. «Некогда было – людям помогал. А теперь вот вышел на заслуженный отдых, времени свободного стало побольше», – улыбается Николай Васильевич и ведёт нас в свою «резиденцию» – сарай, по пути показывая нарисованные им на стенах и воротах гаража сюжеты из его жизни.
Вот – пейзаж черноморского побережья, где им с любимой супругой Валентиной посчастливилось отдохнуть. Вот – кони, пасущиеся на лугу. А к этому «полотну» у Николая Васильевича особое отношение. «Это – точная копия: моя мать с помощью лошадки опахивает картошку, – поясняет художник. – Но вот сколько раз я ни пытался нарисовать отца, получается её брат – мой дядька. Но я переделаю и добьюсь того, чтобы вышло лицо отца».
Сюжет этот наш герой нарисовал неслучайно, пояснив, что чем старше он становится, тем всё больше тяготеет к размышлениям, анализируя совершённые в прошлом ошибки. И о чём он больше всего сожалеет, так это о смерти его мамы.
«Я мог бы ей многое сделать, но по своей глупости и недоразумению мудрость моя пришла так поздно – в 60 лет. Тогда у меня появилась задумка написать поэму о матери. Теперь мне 69, и поэма готова. Но прочту я вам её чуть позже. А пока покажу мастерскую».
Мастерская оказалась бывшим хлевом, где чета тружеников Федуловых держала в своё время много всякой скотинки – коровку и бычка, поросят и кроликов, коз и овец. «Диву даёмся – как они у нас тут все умещались? И ведь всё успевали – их растить, троих детей поднимать, на работу ходить и за огородом следить», – смеётся Валентина Георгиевна, или Валечка, как ласково называет наш герой свою любимую жену.
В сарае Николай Васильевич оборудовал мастерскую для себя, рабочую зону для жены и кладовые. Кругом – идеальный порядок. Особый интерес, конечно же, вызывает слесарка, какую не на каждом заводе увидишь. Инструмент, запчасти и рабочие материалы отсортированы, складированы и подписаны. У каждой мелочи своё место. Судя по мастерской, её хозяин человек скрупулёзный, экономящий время. «По-другому нельзя, – говорит он. – Звонков, несмотря на то, что я вышел на пенсию, до сих пор море! Поэтому надо успеть помочь каждому, не тратя время на поиски необходимого, беру и бегу».
«Работа для меня – свобода»
Символическая цена или вовсе ничего – принцип работы Федулова. Задача, которую ставит перед собой мастер – помогать малоимущим, одиноким, бедным. Видит, что у человека ничего нет, но материалы надо купить, – покупает на свои деньги и ремонтирует.
«Даже когда на работе за «вредность» давали молоко или сметану – отдавал людям. Той же бабушке, которой до пенсии ещё долго, – рассказывает Николай Васильевич. – Меня за это очень сильно не любили – прайс цен рубил. «Что ты творишь?! У нас стандарт – 1500 поставить унитаз». А я брал 400 рублей. Меня даже побить обещали. А я всё равно делал и делаю – людям надо помогать. Это – главная заповедь моей жизни».
Удивительно, что сантехническому делу Федулов посвятил два с лишним десятка лет, сохранив человечность. Ведь ни для кого не секрет, что в профессию эту в основном идут люди, мягко выражаясь, любящие «горькую».
«А я никогда не понимал таких бездельников. Я счастлив, что могу трудиться. Это для меня радость, – говорит наш герой. – Я смотрю на людей, у которых нет рук или ног, а они хотят трудиться, а у меня она есть. Работа для меня – свобода».
Свободу Николай Васильевич полюбил, когда работал на козельском винно-консервном заводе. Слесарничал он там 20 лет к ряду, вплоть до закрытия. По образованию своему Федулов должен был должность механика занимать, но это было ему не по нраву – не хотел работать в коллективе.
«Я с молодых лет не любил, чтобы мной кто-то руководил. Я вижу работу и её делаю без всяких указаний. А если в коллективе 100 человек, и все они «хиханьки да хаханьки», то труд не будет созидательным. Поэтому люблю одиночество, то есть свободу. Это подвигает человека на размышление, учит пониманию главного. Помните фильм «Табор уходит в небо», где главная героиня в конце обратилась к герою: «Забар, я не могу за тебя замуж, потому что я тебя люблю, но свободу я люблю больше». Вот так и я», – смеётся философ Федулов.
«На вид хлипковата, на деле – крепка…»
«Пойдём на огород, – приглашают нас на свои земельные угодья Федуловы. – У нас тут всё, что душе заблагорассудится – от картохи до винограда. Урожаи снимаем неплохие, потому что оба любим землю».
Здесь и вправду всё растёт и пышет, благодаря заботливым рукам супругов. Николай Васильевич в шутку говорит, что если его нога заступает на огород, то отвлечь его от работы и зазвать в дом практически невозможно.
«Порой даже прошу меня остановить. Пора с этой проблемой обращаться к доктору», – смеётся наш герой-трудоголик.
А вот – гордость Федулова, спроектированная и построенная своими руками: суперпрочная усиленная теплица, которая способна выдержать любые нагрузки: «На вид хлипковата, на деле – крепка. Помню, моя бабушка говорила, что дерево хоть и скрипит, а живёт сто лет. Столько отмерено и моей теплице».
«Нужен царь, чтобы страну не обворовывали…»
Закончил он всего 9 классов и Мичуринский технологический техникум, а в журнале его – десятки научно-исследовательских работ и размышлений. Например, там можно узнать о том, что заставляет Землю вращаться вокруг своей воображаемой оси, или – как влияют осадки на пожары. Даже мощность Солнца наш герой вычислил самостоятельно, поэтапно записав поставленный опыт.
В этом же журнале – несколько интересных социологических исследований, связанных с современным обществом. Демократия, однополые браки, классовое неравенство, виной которым уродливость законов.
«Если мы что-то планируем в семье на месяц или год, то это одно. А президент за 4 года что успеет? Ведь другой его начинания порушит. Значит, нужен царь, чтобы страну не обворовывали. Я просто возмущён масштабами растаскивания наших ресурсов! У нас богатейшая страна, а мы нищенствуем! Потому что всё сконцентрировано на Москве и Питере. А у нас есть и Сибирь, и Урал, и Дальний Восток, где люди перебиваются с копейки на копейку!» – негодует Федулов, но тут же добавляет, что, несмотря на это, мир прекрасен. И прекрасен он разнообразием людей, в котором есть место и хорошим, и плохим. Просто к этому надо относиться философски.
«А кто-то из ваших детей имеет такое же мировоззрение?» – не удержавшись, задали мы вопрос козельскому философу.
«Внук мой старший. Он у нас с «Капиталом» Маркса ходил под мышкой, труды Ленина читал. Учительница говорила, что боялась делать ему замечание, потому что с такой литературой по школе ходил, – улыбается дед Коля. – Глубоко парень копает! Вот и на прокурора учиться пошёл…»
«Николай Васильевич, а вдруг ваш внук – будущий президент?» – спрашиваем нашего героя, заглядывая ему в глаза. «Всё возможно! Его же министром в школе звали. Главное – не сбиться с пути, чтобы его не запугали и не сломали. Но ждать долго, чтобы он сформировался как личность», – с тревогой во взгляде отвечает дед Коля.
«Сюжеты из жизни намного интересней…»
А вот теперь мы добрались до самого интересного и трепетного, что записано у Николая Васильевича в его журнале – поэзии. Стихотворений немного, но, прочитав их, чувствуется, что автор написал их на одном дыхании, безо всяких исправлений. Что это – талант или копирование стиля великих авторов?
«Ни то и ни другое. Я ведь всю свою жизнь занимаюсь самообучением. За всё берусь, даже если про это ничего не знаю, но узнаю в процессе. Поэтому больше всего люблю читать справочники и учебники. А вот художественную литературу и поэзию, признаюсь честно, не люблю. Пробовал даже самые интересные произведения читать, но меня хватало только на первые три страницы – засыпал. Наверное, потому, что свои сюжеты из жизни намного интересней – они не выдуманные, а настоящие», – рассуждает Николай Васильевич.
По мнению поэта, в человеке должно присутствовать три качества – доброта, трудолюбие и любовь к Родине. Даже к своей маленькой вымирающей деревушке Собакино, в которой родился и вырос наш герой. И эти три кита прочитываются в каждом его стихотворении.
«Поздно!»
Да как же так вышло? Я стою у крыльца.
Но невидно и неслышно ни мать, ни отца.
Ветер ветки качает, мелкий дождик идёт.
Нас никто не встречает, никто больше не ждёт.
Стёкла в каплях. Не грОзы над домами гремят.
То – застывшие слёзы нам из окон глядят.
Сердце сжалось от боли, в горле – жёсткий комок.
Мне послышалось: «Коля, что ж так поздно, сынок?»
«Кони»
Где ж вы, кони мои золотые? Вот мальчонкой за вами бегу.
Вот промчались года молодые. Уж старик, а забыть не могу.
Я вас помню с возАми-плугАми. Вы всё время в великих трудах.
Лишь коротенький отдых, что с вами мы бывали в ночную в лугах.
Вы так мне нужны, если б знали. Я везде вас и всюду искал.
Толи вы от меня ускакали, толи я безнадёжно отстал?
Вы мне снитесь – легки и красивы. Я вас видеть нескАзанно рад.
Распустив по ветрУ свои гривы, вы несётесь в вечерний закат.
Прочитав несколько стихотворений, Николай Васильевич перелистнул очередную страничку своего журнала и тяжело вздохнул, на мгновенье замолчав… Мы сразу догадались, что это – та самая поэма о матери. Начинается она с такого предисловия: «Здесь каждое слово надо понимать буквально, ибо это есть истина. Здесь ничто не прибавлено, но лишь трижды убавлено».
Пропитанная бесконечным горем, физической и душевной болью, морем слёз и унижений, поэма, заставит вас, наши любимые читатели, вздрагивать каждое мгновение… Мама Николая Федулова – настоящая русская женщина, прошедшая тяжёлый жизненный путь.
«Когда кому-то из людей что-то чинил, то кое-что прочитывал им из стихотворений. Людям нравилось, но, прослушав поэму, все заявляли, что её надо отнести в редакцию газеты, чтобы её опубликовали. Но я только отмахивался. Это же не входило в мою задачу», – поясняет Николай Васильевич. Но тут не выдерживает его любимая супруга Валечка и вступает в диалог: «Надо напечатать – это самая настоящая биография его мамы. Мы бы сейчас её и заботой, и вниманием окружили. Но тогда у нас дети были маленькие, жизненная рутина была. А сейчас – нет мамы».
«Вот такая у меня женщина!»
После смерти мамы любимая Валечка, и без того незаменимый помощник, верный друг и единомышленник, стала для Николая абсолютно всем. С ней он делится своими размышлениями, читает свои стихи и рассказы. Она же вдохновляет своего Колю брать в руки гитару и развивать музыкальные способности. «Коля, ну, возьми гитару, спой ребятам песню про Донбасс», – просит Валентина Георгиевна. Но тот в ответ мотает головой, мол, не до конца освоил аккорды, поэтому позориться не станет.
«Мы с женой с 1982 года вместе. Поэтому если сказал «нет», значит, точно нет, – смеётся муж. – Валечка моя опора и поддержка во всех делах и начинаниях. Она очень мудрая женщина. Этой мудрости я у неё 30 с лишним лет учусь и не достиг даже трети. Вот такая у меня женщина – родом из Перемышля! А на гитаре играть не буду, потому что не люблю насилия, сравнимого с «выпей, иначе ты меня не уважаешь».
Что касается выпивки, то у Федулова на этот счёт своя доказательная теорема: чтобы узнать человека, не надо съедать пуд соли – это долго. Можно напоить до пьяна, тогда он будет, как раскрытая книга. Если выпьет умный человек, он станет ещё умней. Но если выпьет дурак, то будет ещё дурней. Злой будет злей, а добрый – добрее. Поэтому для проверки собеседника у Федуловых всегда припасено вино, сделанное из винограда, что выращен и собран на своём огороде. Да, что ни говори, а истину в вине трудно опровергнуть…
Мы бы ещё долго «пытали» козельского философа-самородка, не вмешайся в наши «посиделки» четырёхлетний внучок Федуловых – Сашка.
«Ну, будущий президент страны у вас в семье уже есть. А кем станет этот пострел?» – спросили мы бабушку с дедушкой. «Строителем-созидателем, по всей видимости. Хотя, нет – фотографом», – засмеялись Николай и Валентина, увидев, как Сашка внимательно наблюдает за работой нашего фотографа Виталия, а потом начинает ему позировать.
В общем, будущее династии, созданной парой Федуловых, в надёжных руках их внуков. Быть им такими же – хорошими, настоящими.
Текст: Евгения Симонова
Фото: Виталий Верескун
Газета Козельск: Мы передаем смыслы
Официальный сайт издания gazeta-kozelsk.ru
Подписывайтесь на наш канал и ставьте лайки 👍 если понравился материал. Просим учесть что мы производим ручную модерацию комментариев для исключения оскорблений и спама.