По мнению исследователей, образцы самых древних в мире геополитических учений возникли на Востоке (в Китае, Индии, Арабском мире и других цивилизационных очагах). Возникновение первых государственных объединений на территории Китая относят к началу II тысячелетия до нашей эры.
В XVIII в. до н.э. страна была объединена под властью племен Шан. В V в. до н.э. в Китае, длительное время находившимся в составе единого государства, начались внутренние междоусобицы, и государство, распавшись на различные царства, оказалось в состоянии, благоприятному для внешних завоеваний.
Именно с этого периода Китайская империя подвергается нашествиям зарубежных государств, и китайский народ был вынужден не раз подниматься на борьбу против иноземных захватчиков. В целом историю формирования национального единства в Китае исследователи относят к периоду Империи Чжоу.
Этот период в истории страны характеризуется началом общекитайского движения борьбы против внешних врагоИменно в этот период в сознании китайского населения появляются геополитические идеи и доктрины централизованного Китая.
Согласно геополитическим представленеиям древних китайцев эта страна выступала как «центр Поднебесной» (покитайски «Тянь»). По сути, само название Китая происходит от слова «Чжунго» (чжун - «середина», го - «государство») - «Срединная империя».
Начиная с этого времени, Китайская империя, используя преимущества системы централизованного государства, своего выгодного географического положения, и говоря их словами, «облагодетельствованная богом», создав самую высокоразвитую техническую, культурную и военную империю, приступила к завоеванию окружающих территорий. Расцвет Китайской империи приходится на период династии Цинь в III в. до н.э. В правление этой династии завершился процесс централизации Китая и все земли ЮгоВосточной Азии оказались включенными в его состав.
Правители древнекитайского государства, на основе реалистичного и прагматичного управления планомерно претворяя в жизнь свои военные, политические и геостратегические задачи в отношениях с окружающим миром, создали серьезную и системную стратегию отношений с другими государствами и народами мира. В повестке дня этой стратегии в качестве важнейшего требования стояла задача борьбы с внешними захватчиками.
По сути, борьба против внешних захватчиков составляла основу геостратегической деятельности не только Китая, но и Древней Греции и Древнего Рима, и считалась основной обязанностью правящего клана. Строительство в этот период Великой Китайской стены также стало одной из основных мер, предпринимаемых государством для предотвращения иноземных вторжений.
Несмотря на то, что геополитические идеи в Древнем Китае формировались на основе мифологического, социо-антропоморфологического мировоззрения, они в то же время были образцами законченного реалистического мышления. Уподобляя окружающий мир человеческому организму, китайцы полностью разделяли зависимость человека, как от него, так и от патриархальной структуры общества.
В дошедших до наших дней рукописях тогдашних мыслителей (среди них Лао-цзы, Конфуций, Мен-цзы и другие, жившие примерно в 579-289 гг. до н.э.) дается целый ряд военностратегических, геополитических и географических идей по многочисленным вопросам - о соседних больших и малых государствах; роли рек и озер, морей и океанов в строительстве этих государств; расположении империй в центре мира; привлекательности больших государств для малых; заселении по договоренности геополитических территорий, и т.д. Например, Конфуций (551 - 479) в своем труде «Лунь-юй» («Суждения и беседы») хотя прямо и не говорит о геополитических проблемах, тем не менее, затрагивает ряд вопросов, связанных с достижением победы над соседним государством и использованием совокупности скрытых тактических приемов и путей (вербальная коммуникация), с основами нравственного управления государя и правящего слоя, силы государства и его отражения в пространстве, иерархической системы управления и ее особенностями.
Геополитические идеи автора опираются на образ мышления и стратагемы китайского народа, такие как доктрины достижения победы над соседними государствами и установления господства над ними тайными и обманными уловками, нанесением неожиданных ударов и т.д. Он связывал все эти стратагемы с признанием эффективного государственного управления и наличием естественных различий в человеческом обществе.
Конфуций считал, что подобно живым организмам в природе, в обществе также каждый человек должен обладать различной силой, положением, правами и обязанностями. Сущность своего социального закона он объяснял следующим образом: «Правитель должен быть правителем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном». Оригинальные геополитические мысли можно встретить и в произведениях древнекитайского философа Мэн-цзы (372-289 гг. до н. э.).
В его научном наследии нашли свое отражение философия «власти в пределах четырех морей» и ее геостратегическое обоснование. Обогатив конфуцианскую концепцию «нравственного управления» философией «служения народу и государству», он считал необходимым для любого лица, управляющего государством продумывать геополитические результаты предпринимаемых каких-либо шагов, заранее предугадывать возможные последствия этих шагов для представляемого им государства и народа. В соответствии с мировоззрением автора в трудах Мэнцзы была изложены формула и различные аспекты «науки правильного управления».
В качестве основных признаков авторского стандарта «правильного управления» оценивались дальновидность, человеколюбие и справедливость. В исторической литературе о развитии древнекитайского государства особое место уделено правлению династии Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э). В геополитическом смысле важное значение имеет наличие реалистической геостратегической программы, нашедшей свое отражение в деятельности государства династии Хань.
Три неизменных фактора, составляющие основу этой геостратегической линии - территориальная целостность Китая, требование постепенного роста населения и неизменные правила иерархического управления и норм общежития, могут быть расценены как истинный геостратегический код успешного управления правящей династии и устойчивого развития Китая вплоть до XVIII века. В III тысячелетии до н.э. геополитические мысли и суждения встречаются и на территории современной Индии. В этот период на рассматриваемой территории на основе Хараппской культуры стала формироваться общеиндийская цивилизация.
Эта цивилизация просуществовала до середины II тысячелетия до н. э. Вторжение воинственных племен ариев на эту территорию во II тысячелетии до н.э. и создание ими здесь государственной структуры привело к появлению геополитической, культурной и военной стратегии древней Индии. Геополитические представления правителей этих государств содержатся в древнейшем памятнике духовной культуры ариев - Ведах. В этих памятниках принято изображать мир как океан, в котором плавают корзины с цветами.
Исследователи считают, что в географических представлениях индийцев эти корзины и цветы были признаками планетарных пространств (континентов), а большой океан и территории внутри него изображают континентальные и субконтинентальные территории, а также Северные земли.