Эзотеризм следует понимать как историческую конструкцию, а не как тип религии, а как общий ярлык для некоторых течений в западной культуре, которые обнаруживают определенные сходства и исторически связаны. Хотя до сих пор ведутся споры об определении и демаркации этой области, особенно об ее историческом масштабе, был достигнут широкий консенсус относительно основных течений, составляющих ее ядро. В основном это следующие (список не исчерпывающий):
- возрождение герметизма в эпоху Возрождения (т. е. литература, свидетельствующая об интенсивном возобновлении интереса к греческой герметике поздней античности, в частности к Corpus Hermeticum, приписываемой легендарному Гермесу Трисмегисту );
- Христианская каббала эпохи Возрождения и постхристианская каббала;
- так называемая оккультная философия Возрождения (см., например, De Occulta Philosophia Корнелиуса Агриппы , 1533) и ее более поздние разработки;
- алхимия пятнадцатого-двадцатого веков, понимаемая как духовная форма медитации и практики;
- астрология (скорее в ее умозрительной, чем в предсказательной форме);
- Парацельсизм (философия Парацельса в первой половине шестнадцатого века) и философия его последователей склонялись к химической или алхимической интерпретации природы;
- Розенкрейцерство, которое начало процветать в начале семнадцатого века, и его многочисленные разновидности до начала двадцать первого века;
- теософия в семнадцатом веке , но и история Теософического Общества с конца девятнадцатого века;
- так называемое течение иллюминатов (ок. 1750–1820);
- оккультист ток (середина - девятнадцатый века до первой половины двадцатого века) и связанных с ним событий.