Найти тему
Расширение кругозора

Эзотеризм как историческая конструкция

Эзотеризм следует понимать как историческую конструкцию, а не как тип религии, а как общий ярлык для некоторых течений в западной культуре, которые обнаруживают определенные сходства и исторически связаны. Хотя до сих пор ведутся споры об определении и демаркации этой области, особенно об ее историческом масштабе, был достигнут широкий консенсус относительно основных течений, составляющих ее ядро. В основном это следующие (список не исчерпывающий):

  1. возрождение герметизма в эпоху Возрождения (т. е. литература, свидетельствующая об интенсивном возобновлении интереса к греческой герметике поздней античности, в частности к Corpus Hermeticum, приписываемой легендарному Гермесу Трисмегисту );
  2. Христианская каббала эпохи Возрождения и постхристианская каббала;
  3. так называемая оккультная философия Возрождения (см., например, De Occulta Philosophia Корнелиуса Агриппы , 1533) и ее более поздние разработки;
  4. алхимия пятнадцатого-двадцатого веков, понимаемая как духовная форма медитации и практики;
  5. астрология (скорее в ее умозрительной, чем в предсказательной форме);
  6. Парацельсизм (философия Парацельса в первой половине шестнадцатого века) и философия его последователей склонялись к химической или алхимической интерпретации природы;
  7. Розенкрейцерство, которое начало процветать в начале семнадцатого века, и его многочисленные разновидности до начала двадцать первого века;
  8. теософия в семнадцатом веке , но и история Теософического Общества с конца девятнадцатого века;
  9. так называемое течение иллюминатов (ок. 1750–1820);
  10. оккультист ток (середина - девятнадцатый века до первой половины двадцатого века) и связанных с ним событий.