Самомнение, саможаление, самооправдание, самолюбие, почему все это грехи?
Ведь сейчас только и учат этому со всех сторон: полюби себя, вспомни о себе, будь собой.
А грехи (в смысле не те мысли, из которых потом растут не те действия) - это потому, что сами себя в отрыве от других мы познать не можем. Поэтому все, что с приставкой само- - это не более, чем наши заблуждения о себе.
Личность человека проявляется в его творчестве, деятельности и общении с другими.
«Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.
Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».
Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?»
И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».
Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне».
И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную». (Евангелие от Матфея 25:31-46)
Я уверена, что каждый из нас замечал за собой, что готов Христа ради любить все человечество, а вот каждого в отдельности человека (даже близкого, родного по крови!!!) уже вряд ли.
Почему?
Да потому что с таким каждым в отдельности мы лично вступаем в контакт, и тут-то наша личина и обнаруживается во всей неожиданной (часто даже для нас самих неожиданной) красе...
И первое, что приходит в голову при этом, так это ответственность за те или иные наши мысли, чувства, действия переложить на другого.
Тогда как источник наших проявлений - это мы и только мы.
Да импульс тоже есть.
Один будоражит в нас прекрасное, другой - скверное.
А вот что с этим делать: реагировать или действовать трезвенно, рассудительно, отталкиваясь от последствий, а не от сиюминтной слабости - выбор исключително наш.
Как бы ни было больно и обидно - не мстить.
Как бы ни было страшно - идти на контакт и говорить правду.
Как бы ни было временами смутно в супружеской жизни - любить и надеяться на перемены к лучшему.
Вот думаем мы о себе, что мы терпеливые, спокойные, добрые, а как окажемся среди людей, так часто и не терпим, и тревожимся без причины, и массу делаем зла и маленького, и великого.
Тут накричали, там усмехнулись, после обозвали, проявили безразличие или даже жестокость, но, поскольку мы хотим быть хорошими, то находим быстро оправдание себе - на нас косо посмотрели, вынудили, спровоцировали, обидели.
Забываем, что и мы и сами всех остальных неплохо провоцируем, обижаем, соблазняем.
Ведь за другим следить проще, чем за собой.
Очень хочется подчеркнуть, что речь идет не о том, чтобы слушать, кто и что о нас скажет со своей колокольни (а люди порой намеренно обесценивают и унижают нас, оскорбляют из-за своих тяжелых заблуждений о себе и других, если таких слушать можно быстро потерять свое достоинство, уверенность, активность), а самому следить за собой, за своими мыслями, чувствами, проявлениями и импульсами в той или иной ситуации и исправлять при надобности их, а не другого.
Ведь вместо того, чтобы друг на друга кричать, мы можем разойтись в стороны на время, пока утихнет гнев.
Вместо того, чтобы обмануть, мы можем просто не отвечать на тот или иной вопрос, попросив прощения.
Вместо того, чтобы огульно осуждать и мстить, мы можем разобраться в деталях ситуации и принять решение, строить ли дальше отношения с этим человеком и если строить, то как.
"15 Если же согрешит против тебослушаея брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если пт тебя, то приобрел ты брата твоего;
16 если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;
17 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь." (Евангелие от Матфея 18:15-17)
1 Не судите, да не судимы будете,
2 ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
4 Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно?
5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
6 Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.
7 Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;
8 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
9 Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?
10 и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?
11 Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.
12 Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.
13 Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
14 потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.
15 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.
16 По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?
17 Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.
18 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.
19 Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.
20 Итак по плодам их узнаете их. (Евангелие от Матфея 7:1-20)
Я снова хочу провести параллель с открытиями в психологической науке.
Социальная психология, изучающая взаимодействие между людьми, выделяет такое понятие, как каузальная атрибуция - приписывание причин поведению другого человека в отношении нас на основании небольшого количества фактов, при дефиците информации.
А такой дефицит информации есть всегда, потому что никто из нас доподлинно, кроме Бога, не знает, каков другой человек на самом деле (и мы сами о себе до конца не знаем все, и другой человек не знает).
На механизме каузальной атрибуции стоит и осуждение, когда мы считаем не поступок человека плохим, преступным, а его самого в целом.
Даже суд выносит приговор на основании расследования и рассмотрения аргументов обвинения и защиты, а мы подчас делаем это мигом, безо всяких расследований, поэтому осуждение грех - промах, неверное суждение в любом случае.
Мы можем давать характеристику поступку, но не человеку, который завтра может раскаяться и исправиться, также как осуждающий пасть и согрешить.
Именно общаясь друг с другом мы можем ясно понять, какие в этот момент мы испытываем чувства, что думаем, как реагируем, насколько отдаем себе отчет в последствиях общения.
В этом нам помогает другой процесс - рефлексия - размышление над собой после общения и взаимодействия с другими или над результатами своей деятельности активности.
Нужно всегда смотреть на то, что мы наделали, как повлияли на других, что вырвалось в нашей речи, а вовсе не на то, что мы о себе мним.
Периодическая подготовка в Исповеди - хорошая причина для запуска рефлексии: исповедующийся человек знает, насколько "хороши" многие его проявления, переставая со временем осуждать других и акцентируясь на исправлении своей жизни.
Конечно, каждый из нас хочет думать о себе хорошо.
Но и объективность, осознанность должна быть.
Если мы думаем, что мы хорошие, а результаты наших поступков говорят нам об обратном (опять же просьба не путать с реакцией других людей, которым мы не угодили - человекоугодничество - тоже грех), значит нужна серьезная работа над собой.
Сначала над мыслями - приведение их в соответствие с тем, кто мы есть на самом деле, а потом и над поведением, речью, возможно сменой окружения, если оно нас растлевает.
Мало осудить себя за грех, нужно еще четко осознать, а как правильно поступать, думать, говорить и сказать себе, ясно представить, как Вы поступите в другой раз в такой ситуации, чтобы мозг имел альтернативу.
А для того, чтобы выбрать правильный путь поведения нужна опора на некие ценности, потому что именно они определяют, что такое хорошо и что такое плохо.
Мы все влияем друг на друга, поэтому когда мы меняем свое поведение, речь, отношение - другой тоже меняется.
И речь здесь вовсе не о том, чтобы прогибаться под чье-то зло в отношении нас и все терпеть, давая злу процветать.
Иногда изменение себя - это развитие умения ставить четкие личные границы и отстаивать их, защищая свои ценности, свое или чье-то еще достоинство.
Это умение разрывать тлетворные связи, несмотря на чувства, которые их питают (часто эйфорию - приятное перевозбуждение нервной системы путают с влюбленностью, хотя это основа страсти, зависимости).
Святые учат нас прежде всякого общения попросить благословения у Бога, чтобы Бог присутствовал в этом общении, а не бесы, толкающие на людей на проявление зла друг к другу.
Не давайте им места ни в мыслях, ни в словах, ни в действиях, как бы тяжело не было внутри сдержаться. А это подчас тяжело невероятно.
Но в этом ведь и состоит духовная борьба.
С Божьей помощью преодолевается абсолютно все!
Помоги нам всем Господь, друзья!
Доброго дня!
Друзья! Уверена, у большинства из Вас есть аккаунты ВКонтакте, приглашаю присоединиться к очень полезному, интересному, вдохновляющему, помогающему поддерживать здоровый контакт с собой психологическому сообществу "Оживи скорее"!
https://vk.com/ojiviskoree
Большая просьба: присоединившись, подключать уведомления об обновлениях группы. Спасибо.
По вопросам личных психологических онлайн-консультаций пишите на адрес электронной почты spirituseva@yandex.ru или в личные сообщения Евгении Спиридоновой (https://vk.com/spire4ka), в ЯндексМессенджер канала.
Я светский психолог с православным мировоззрением, поэтому могу работать с православными клиентами в рамках православных ценностей, которые хорошо знаю, люблю и разделяю.
Евгения Спиридонова 2021
Благодарю за внимание, лайк, подписку, финансовую поддержку канала!
Пишите в комментариях вопросы, ситуации, которые хотели бы проанализировать с моей помощью.
Предлагайте интересную тематику для статей.
Фото взяты с бесплатных фотостоков.