Я нежно люблю музыкальную школу, но я буквально сатанею, когда досужие мамочки вокруг неё затевают "ни к чему не обязывающий" трёп о талантах и бездарностях. Увы, нередко - с подачи педагогов.
Музыкальное училище я обожаю всем сердцем, чувствую подробно и остро - ведь это моя работа. Но и там... уши в трубочку сворачиваются, когда умудрённые опытом коллеги подразделяют контингент на перспективных и "провальных" (хуже того - "профнепригодных").
У меня в сознании всё гораздо проще: все они - ученики, школьники и студенты (исключая халтурщиков, "идейных борцов" с системой образования и скучающих граждан - тех самых, что отчисляются без стороннего вмешательства).
Да, я прекрасно понимаю, что это, по факту, люди с очень разным потенциалом, с неодинаковыми природными данными, с непохожей мотивацией и трудоспособностью. Образование и педагогический опыт позволяют мне легко, надёжно распознавать такие моменты.
Но если целая команда детей/подростков качественно трудится (к примеру, под моим руководством) - то язык мой не повернётся проговаривать вопросы чьих-то особых талантов. Верно, отдельные товарищи неизменно круче! Однако ж, успех - величина непостоянная. "Цыплят по осени считают", а "осень" в музыкальном образовании наступает очень и очень небыстро.
Потрясающий педагог и тонкий администратор, завуч ДМШ моих детей, всегда говорит об индивидуальном "маршруте" каждого ученика и причудливой "кривой роста". По её мнению, взлёты и падения непредсказуемы: даже прогрессивный родительский нажим не всегда в состоянии скорректировать ситуацию.
В конечном итоге, в любой истории профессионального "прорыва" есть место справедливости. Но вовсе не обязательно станут заметными музыкантами те счастливцы, которым рукоплескали в 7-12-летнем возрасте. Совершенно не исключено, что "выстреливший" много позже талант прежде малозаметного сверстника... их уверенно затмит.
Отказать юному инструменталисту, певцу, композитору в перспективе - страшное дело. "Соотношение сил" в музыкальном мире предельно изменчиво. Близко знакома с доцентом консерватории, весьма востребованным концертирующим пианистом - тем самым, что некогда учился в "Мерзляковке" по контракту, не добрав баллов на бюджет. И это просто история.
Не самые "моторные" дети, возрастая, "берут головой", приходя ко "вторичному" завоеванию координационных навыков от слухового восприятия и анализа. Не поющие годами - вдруг обретают голос и, соответственно, крылья. Воспитывается абсолютный слух, в том числе - активный.
А ведь речь идёт именно о тех ребятах, чьим родителям с завидной регулярностью напоминали: "Не забывайте, рядом есть ещё и ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ТАЛАНТЛИВЫЕ дети..."
Слово "талант" со всеми своими производными - настолько же исключительно в моём обиходе, как и другой заметный триггер - "любовь". Пусть на свете хоть отбавляй и того, и другого - но я считаю в меру бесцеремонным систематически упоминать в речи эти позиции.
Мы, преподаватели-музыканты, в ответе за психологический климат в классе. На долгие годы.
Думается, в наших рабочих буднях... перманентное ощущение надежды играет не последнюю роль.