Найти тему
Все о танках

Hummel (Sd.Kfz.165) - шмель стрелявший 150мм снарядами

Оглавление

Hummel (с нем. — «шмель», полное название — 15 cm Schwere Panzerhaubitze auf Geschützwagen III/IV (Sf) Hummel, сокр. Geschützwagen III/IV) — немецкая самоходная гаубица калибра 150 мм периода Второй мировой войны.

Немецкая самоходная гаубица «Hummel»
Немецкая самоходная гаубица «Hummel»

История создания и производства

В начале сентября 1941 года Гитлеру был представлен доклад, в котором приводились аргументы в пользу создания единого танка на базе PzKpfw III и PzKpfw IV. В результате в начале 1942 года было создано унифицированное шасси Geschutzwagen III/IV. Но в марте, после установки 75-мм длинноствольного орудия на Pz. IV Ausf. F2, проект «единого танка» закрыли, но созданное шасси было решено использовать, как базу для самоходной артиллерийской установки с 150-мм гаубицей sFH 18. Проектированием новой самоходки занималась фирма Alkett, которая уже разрабатывала проект установки 105-мм орудия 10,5 cm leFH 18 на шасси PzKpfw III. В июле проект был одобрен и было запланировано произвести 200 САУ. Но в октябре, после демонстрации Гитлеру проекта технически аналогичной самоходки, вооружённой 88-мм Pak 43/1 (будущий Насхорн), планы были скорректированы и до лета 1943 года было запланировано произвести по 100 машин каждого типа.

Производство самоходок Hummel началось в феврале на заводе фирмы Deutsche Eisenwerke в Дуйсбурге. Кроме того Вермахт получил 157 транспортёров боеприпасов на базе самоходки, которые без особых трудностей переделывались в войсках в боевые машины. Сколько подобным образом было переделано транспортеров — неизвестно.

Машины получили серийные номера в диапазоне 320001 — 320813.

Первые 100 подвозчиков боеприпасов выпуска мая 1943  января 1944 года получили №№ в диапазоне 320001 — 320500. 50 машин выпуска января  мая 1944 года были изготовлены на Werk Teplitz-Schönau в чешском Теплице. Эти машины имели серийные номера 325001 — 325050. Выпуск САУ начался здесь в начале 1944 года, но достаточно быстро завод перевели на производство истребителей танков Hornisse (Nashorn), поскольку в его конструкции использовалась та же база Geschützwagen III/IV. Последние 7 машин производства ноября 1944 года имели №№ в диапазоне 320701—320800.

Всего же общий объём выпуска составил 705 САУ и 157 подвозчиков боеприпасов.

Последней версией самоходной установки стала машина, известная как Hummel-Wespe. Её появление стало результатом прекращения производства САУ Wespe, что произошло в июне 1944 года. Обсуждение перспектив создания Hummel-Wespe началось в октябре 1944 года. Машина, первоначально обозначавшаяся как le.Pz.Haub, то есть «лёгкая гаубица на танковой базе», представляла собой шасси GW III/IV, на которое устанавливалась 105-мм гаубица leFH 18/40. В связи с этим была переделана конструкция листов рубки в лобовой части, а также разработана бронировка гаубицы. Для защиты от вражеских гранат на крыше боевого отделения была установлена сетчатая конструкция.

Согласно планам, в феврале 1945 года ожидался выпуск 40 таких САУ, 50 в марте, 80 в апреле, а до конца июня планировали получить в общей сложности 250 штук. Реальность оказалась иной: один опытный образец Hummel-Wespe был изготовлен Alkett в декабре 1944 года, ещё девять машин сделали в январе 1945 года. Серийно производить Hummel-Wespe предполагалось на заводе в Теплице, поскольку Дуйсбург подвергся массированной бомбардировке. Уже в послевоенном отчете от 30 августа 1945 года указывалось, что таких машин было собрано 11.

Описание конструкции

Вес — 24,4 тонн. Экипаж САУ состоит из 6 человек (водитель и расчёт орудия).

Корпус и рубка

Чертеж самоходной гаубицы «Hummel»
Чертеж самоходной гаубицы «Hummel»

Корпус изготавливался из катанных броневых листов толщиной от 15 мм до 30 мм. Боевое отделение располагается в кормовой части (броневая рубка), моторно-трансмиссионное — посередине, и отделение управления — спереди.

Открытая сверху броневая рубка располагается в центральной и кормовой части машины. Толщина стенок рубки составляет 10 мм. Для посадки расчёта и загрузки боекомплекта в задней стенке рубки имеется двухстворчатая дверь. Для защиты от непогоды над рубкой можно было установить брезентовый тент.

Вооружение

-3

Вооружение: 150-мм тяжёлая полевая гаубица sFH 18 L/30. Ствол гаубицы имел длину 440 см. Для стрельбы применялись фугасные (в основном) и дымовые (редко), бетонобойные и бронебойные снаряды. В качестве вспомогательного вооружения использовался 7,92-мм пулемёт MG 34 или MG 42, два пистолета-пулемёта MP 38/40Боекомплект состоял из 18 снарядов и 600 патронов.

Боекомплект

  • 15cm Gr.19- стандартный ОФ снаряд весом 43,62 кг. Снабжался ударным и дистанционным взрывателем механического типа. При дистанционной стрельбе гаубицы 15cm sFH18, при условии подрыва на оптимальной высоте в десять метров убойные осколки поражали площадь на двадцать шесть метров вперед, шестьдесят-шестьдесят пять метров по обе стороны. При ударной стрельбе убойные осколки поражали площадь на двадцать пять метров вперед, пятьдесят метров в сторону и пять метров назад. По нормали снаряд бил навылет кирпичную стену толщиной в три метра песчаный грунт толщиной в пять с половиной метров и бетонную стену толщиной в сорок пять сантиметров;
  • 15cm Gr.19 Beton – бетонобойный снаряд, весом 37,88кг;
  • 15cm Gr.19 Nb-дымовой, весом 38,97 кг. При подрыве образуется облако дыма диаметром пятьдесят метров, сохранявшееся при несильном ветре в течение сорока секунд;
  • 15cm Gr.36 FES- улучшенный ОФ снаряд с железокерамическим пояском, весом 38,5кг;
  • 15cm Gr.36 FES-H1/A- кумулятивный снаряд, способный пробить по нормали броню толщиной в 150-200 мм;
  • 15cm PzGr.39 TS- БПС, весом в пятнадцать килограмм. На дистанции в километр пробивал броню 126 мм.
Таблица снарядов
Таблица снарядов
Таблица снарядов
Таблица снарядов

Ходовая часть

От танка PzKpfw IV были взяты несколько изменённый корпус, ходовая часть с опорными катками, поддерживающими роликами, подвеской, ленивцами, гусеницами, устройствами натяжения траков. От танка PzKpfw III САУ получила двигатель Maybach HL 120 TRM V-12 с трансмиссией SSG-77, тормозные устройства, ведущие колёса, механизмы управления. Специально для САУ разработаны новые валы, передающие мощность от двигателя, выхлопные патрубки, масляные фильтры, инерциальные стартеры, топливопроводы, зимнее оборудование.

Во многом из-за ограниченного боезапаса 22—24 % всех машин было построено в виде транспортёра боеприпасов, конструкция которых практически не отличалась от конструкции самой САУ, сохранялась возможность установки пушек в полевых условиях.

Радиостанции

Радиооборудование САУ унифицировано с радиооборудованием машин артиллерийских корректировщиков. На САУ «Hummel» и «Wespe», транспортёрах боеприпасов Munitionstrager ставились радиостанции Funksprechgerat f (FuSprG 0 и Bordsprechgerat (BoSprG). Обычно вместе с САУ работали машины артиллерийских корректировщиков Panzer-Beobachtungswagen III, изготовленные на базе танков PzKpfw III. Радиооборудование этих машин включало радиостанции Funksprechgerat f (FuSprG 0. Bordsprechgerat (BoSprG), Tornisterfunkgerat g (TornFuG g-movable), среднечастотные приёмники FU-4 и FU-8, работающий в диапазоне средних волн 30-ваттный радиопередатчик.

Боевое применение

К маю 1943 г. удалось построить 115 самоходок «Hummel», но во фронтовые подразделения попали только 55 машины, остальные были направлены в учебные подразделения. Успешный опыт боевого применения САУ привел к увеличению их выпуска, всего в 1943 г. было построено 368 САУ «Hummel», в 1944 г. — 289 и 57 — в 1945 г. Общий объём производства составил 724 самоходные установки «Hummel», десять их которых было переделано из танков, кроме того, вермахт получил 157 транспортёров боеприпасов Munitionsstrager. В войсках САУ «Hummel» очень любили: её можно назвать самой популярной немецкой самоходкой времён войны.

Впервые САУ «Hummel» использовались в боях на Курской дуге летом 1943 г., в конце 1943 г. «Хуммели» действовали на всех участках фронта. В 1943 г. новые САУ продемонстрировали высокую надёжность и боевую эффективность.

Организация артиллерийских полков панцердивизий регламентировалась штатным расписанием KStN 431 (Kriegsstarkenachweisung), оснащение артиллерийских полков регламентировалось штатным расписанием KAN 431 (Kriegsausrustungsnchweisung), оба расписания датированы 16 января 1943 г.; 1 июня 1944 г. был утвержден новый штат — KStN 431 f.G. (Frei-Gliederung).

Вид на боевую рубке «Хуммеля» сзади-сверху
Вид на боевую рубке «Хуммеля» сзади-сверху

В соответствии с KStN 431 один из трёх мотопехотных батальонов (чаще всего 1 - й) перевооружался самоходно-артиллерийскими установками.

Две из трёх батарей артиллерийского полка танковой дивизии получали САУ «Wespe»; в каждой батарее насчитывалось по шесть САУ и по 1–2 транспортёру боеприпасов Munitionstrager. Третья батарея получала шесть САУ «Hummel» и 1–2 машины Munitionstrager на базе «Хуммеля». Штаб батареи имел на вооружении две машины артиллерийских корректировщиков Panzer-Beobachlungwagen на базе танков PzKpfw II или PzKpfw III.

В конце войны артиллерийские батареи отдельных панцергренадёрских дивизий тоже получили на вооружение САУ «Hummel» и «Wespe».

Поскольку САУ «Hummel» предназначались для ведения огня с закрытых позиций, расположенных в нескольких километрах от передовой, острой необходимости в особо изощрённом камуфляже не было. На большинстве снимков видно, что самоходки окрашены в базовый тёмно-желтый (Dunkelgelb) цвет, поверх которого распылителем нанесены пятна зелёной (RAL6013) и коричневой (RAL8017) красок. Зимой САУ целиком красили белой краской. Новые камуфляжные окраски появились во второй половине 1944 г.и в 1945 г., в отдельных случаях камуфляж наносился прямо на заводе, причём не только из краскопульта, но и кистью. Точный цвет окраски установить по чёрно-белым фотографиям военного времени практически невозможно.

Общим для всех САУ «Hummel» являлось место нанесения опознавательного знака в виде креста — на борту рубки примерно на один метр позади вентиляционных решеток двигателя.

На бортах САУ вместо трёхзначных номеров, как на танках, наносились как принято в артиллерийских подразделениях буквы от «A» до «F», встречались также машины с буквами «G», «О» и даже «R». Чаще всего буквы наносились на лобовые и кормовые бронелисты рубок. Трёхзначные «танковые» номера встречались на САУ «Hummel» крайне редко, так, в частности, маркировались самоходки артиллерийского полка 2-й танковой дивизии SS «Das Reich» и 116-го артиллерийского полка 5-й танковой дивизии (Pz.Ar.R. 116). Существует фотография машины с бортовым номером «158» из состава 5-й панцердивизии. Номер расшифровывается следующим образом: 1-я рота, 5-й взвод, 8-я машина. Тем не менее, «танковые» номера на машинах артиллерийских полков были большой редкостью.

Во второй половине войны дивизионные эмблемы наносились на германскую бронетехнику очень редко, «Хуммели» здесь исключения не представляют. Собственные имена установок экипажи писали от руки на стволах орудий, самоходки обычно называли именами любимых девушек, жён, известных деятелей.