Забегая вперёд, скажу: нужно!
А весь остальной текст будет посвящен тому, какие аргументы я нашел (подсмотрел на стороне или нашел на своём пути) и использую в дискуссиях на эту тему.
Скажу сразу, я так думал не всегда. А классе в 7-м я очень сопротивлялся изучению в школе английского языка, моему возмущению не было предела: "Если им нужно со мной общаться, то пускай сами учат русский язык!" :) Сейчас это даже забавно вспоминать, если бы не было досадно, что мой английский находится на уровне:
- Do you speak English?
- So-so...
"Не хочу учиться, хочу жениться!"
Однако, да, так и есть. Первый аргумент - это рассказы женатых и замужних о том, что для продвижения по карьере и улучшению материального достатка нужно высшее образование (второе высшее, аспирантура, курсы и т.д. Нужное подчеркнуть).
Люди с достаточным жизненным опытом понимают то, что расти придётся, иначе можно оказаться на обочине - в квалификационной яме (есть такой термин, можно почитать в интернете, интересно).
Но после появления семьи формальное образование вне места работы, вне своей специальности, получить становится сложно.
Учитесь, пока есть силы и время. И пока мозг на пике своих возможностей. Но не забывайте и про личную жизнь! Зачем много денег, если ты купишь на них мороженое только на одного? :)
Более того, есть график зависимости уровня доходов по возрастам от уровня образования (имеется ввиду формальное образование).
Две ссылки на сайт Росстата.
1. Средняя начисленная заработная плата работников по группам занятий и возрастным группам:
https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/trud3-1(1).xls
Здесь ничего неожиданного, чем выше специалист в иерархии, тем выше его заработки. Меньше всего ценится неквалифицированный труд. Но везде и всегда есть исключения. Но если говорить от тенденциях и наиболее вероятных исходах, то в документе то что нужно, для беседы по этой теме.
2. Средняя начисленная заработная плата работников по уровню образования:
http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/sr-zpl8.xlsx
Это первый агрумент в пользу того, что учиться нужно. Это касается и школы. Все уровни образования выше базируются на том, что человек вынес со школьной скамьи.
Формальное и неформальное образование.
Многие путают образование и диплом. Да, это не одно и то же!
Есть люди образованные, но без диплома. Редко, но случается, когда человек просто не защитился или у него такое окружение, которое дало ему почву для развития. Можно возразить, что это "образование" обрывочно, пёстрое как лоскутное одеяло, знания не систематизированы. Но такое чаще можно наблюдать и у дипломированных специалистов, особенно с дипломами ВУЗов, непрошедших в какой-то момент аккредитацию. Образование - это не картон, это характеристика личности.
Более того, "образование" не равно "обученность". Образование - это форма мыслей, воспитание, манеры и умение себя поставить.
Образование это то, что человек всегда носит с собой, даже если диплом остался дома.
Покойный сатирик Михаил Задорнов сам про себя шутил, что он тоже закончил авиационный институт за 12 лет, но нашел себя на сцене. О чём это говорит? О том, что многие просто ошиблись с выбором и не у всех хватает сил и желания дойти до защиты выпускного проекта (диплома или диссертации).
Поэтому есть люди с образованием, но без диплома.
Есть люди с дипломом, но без образования.
Есть те, у кого всё сошлось как нужно. И их я поздравляю, но напоминаю: диплом не счастливый билет, он ничего не гарантирует. Однако, если человек прошел этот путь сам, как положено, то он себя найдёт.
Думаю, это веский аргумент номер 2.
Что я отвечал и отвечаю ученикам на вопрос: "Зачем мне это нужно знать?"
Зависит от ситуации. Но ответы были такими:
1. Потому что это просто интересно! Присмотрись!
2. Чтобы мыслить, чтобы уметь отличить правду от лжи.
3. Чтобы быть интересным собеседником и не ударить в грязь лицом.
4. Запомни это, гарантирую, если это не пригодится в жизни, ты это точно забудешь. Но если пригодится... "Невозможно вспомнить то, чего не знал." (с) не могу вспомнить кто это сказал, потому что не знал :)
5. Потому что придётся учиться дальше и первые два аргумента из заметки. Не получится всю жизнь копать от забора и до обеда. Наступает зрелость и старость, а там не сильно помашешь лопатой, просто по состоянию здоровья.
6. Я ещё год назад не знал, что буду стоять здесь и сейчас перед вами. Будущее не определено, поэтому сказать где и когда это может понадобиться - я не знаю (и смотрим пункт - "Это интересно!").
Если уж на то пошло, то на эту тему я могу говорить часами. Беда в том, что никто не будет часами читать мои опусы :)
Если говорить про высшее образование, то там стоит уточнить некоторые моменты. Более того, про высшее я точно напишу, тем более, после курсов от университета "Иннополис", которые проходил в этом году. Да, на что-то они меня вдохновили.
Поэтому, если мой поток сознания оформится в связное продолжение этой заметки, я обязательно напишу.
Благодарю, за внимание, уважаемые читатели!
Всего вам доброго и до новых встреч на моём канале!
Жду ваши комментарии! :)
P. S. Буду благодарен, если Вы укажете на опечатки или ошибки.