Идею для этого обзора мне неосознанно подсказал один знатный сетевой троль с ником "Доктор Шмурге". Решил он показать свою значимость и попытаться выведать, так ли хорошо я знаю историю создания фильма "Чужой". Прихватив толику знаний из Википедии, троль забросал меня вопросами, на которые давно даны ответы, пытаясь вынудить потратить время на то, на что ему было время тратить лень.
Вместо того, чтобы бессмысленно пикироваться, я решил пойти другим путём. И сделал статью о том, на какую основу опирался сценарист "Чужого" Дэн О'Бэннон, когда придумывал сюжет фильма. Ведь если всмотреться, то ничего оригинального в истории, показанной нам Ридли Скотом, просто нет. О'Бэннон откровенно содрал у других авторов несколько понравившихся зрителям и читателям историй. Каких? Сейчас расскажу, следите за ссылками.
Никто не отрицает, что Скотт снял отличное кино, Гигер придумал образ великолепного Чужого, а Рамбальди сделал просто потрясающие визуальные воплощения всех этапов развития монстра. Не даром именно эту троицу считают отцами-основателями франшизы и "папами" Чужого. Но ведь для начала надо было написать сценарий... Так почему же мы знаем Скотта и Гигера, а об О'Бэнноне почти не слышали? Рассказываю.
Всё началось в 1972 году, когда Дэн и его лучший друг Джон Карпентер решили снять кино. Были они бедными студентами, денег не было даже на гамбургер с колой, но им удалось получить грант в 1000 долларов на съёмки короткометражки по сценарию О'Бэннона. Кино они назвали "Тёмная звезда", но дальше съёмок дело не пошло - на прокат денег не осталось. И только в 1974 году им помогли показать кино народу, вот только его пришлось переснять больше чем наполовину. Так что оригинальную версию первого фильма Карпентера мы так и не увидели.
А ведь в сценарии, который был положен в его основу, Дэн уже заложил плагиат, почти дословно содрав финал фильма с рассказа "Калейдоскоп", написанного в 1949 году Рэем Брэдбери. Там сюжет был построен на взрыве космического корабля, отчего весь его экипаж разлетался в разные стороны.
Калейдоскоп - это круговерть звёзд, проносящихся перед взглядом свободно вращающегося в пространстве астронавта. Калейдоскоп - это мысли и разговоры экипажа, разнонаправленно мчащегося в разные стороны. "Калейдоскоп" из нескольких страниц - очень мощный и трагичный рассказ, ещё один шедевр Брэдбери с потрясающим финалом. И этот рассказ просто впихнули в финал чёрной космической трагикомедии.
Тогда-то О'Бэннон и задумал продолжить историю астронавта-неудачника, который в "Тёмной звезде" притащил на борт корабля монстра-пришельца, подобранного на неизвестной планете. И в трудную жизненную минуту, опять страдая без гамбургеров по причине отсутствия денег, Дэн и его коллега по сценарному перу Рональд Шусетт набросали на коленке "рыбу" для космического хоррора, надеясь его выгодно продать. Толком ничего нового не придумав, они объединили сразу несколько идей из уже популярных книг и фильмов.
Даже в финале "Чужого", когда показан улетающий в пустоту монстр, это снова намёк на "Калейдоскоп". Но начнём с начала.
Сигнал о помощи с неизвестной планеты и неразумный поступок капитана, решившегося отправить туда разведывательную группу, взят из одного из самых популярных научно-фантастического фильма тех лет - "Запретная планета". Это шедевр 1956 года с Лесли Нильсеном в главной роли больше десяти лет был непревзойдённым эталоном в части спецэффектов, а для Нильсена стал первой ступенью в звёздной карьере.
Следующую сцену, в которой разведчики проникают на космический инопланетный корабль и находят там яйца с зародышами, принято считать плагиатом рассказа Клиффорда Саймака "Свалка", написанного им в 1953 году. В первоначальной версии сценария коконы Чужого находились в башне, а у Саймака в такой же башне был инопланетный паразит в форме яйца. Рассказ совсем не ужасный, а напротив - с хорошей долей юмора и даже сатиры, будто его написал не Саймак, а Шекли. 13 коротеньких глав о логической загадке
Кстати, в "Свалке" присутствует жирный намёк на присутствие могущественной цивилизации, на порядок превосходящей человечество, "где-то рядом".
А вот сцену обнаружения тела огромного гуманоида, расу которого впоследствии назовут Космическими жокеями, О'Бэннон подсмотрел в итальянском космическом хорроре 1965 года "Планета вампиров". Вампиров там, на самом деле, не было, всё это вольности адаптации оригинального названия ленты "Ужас в космосе". А если всмотреться (весь фильм по ссылке), то легко можно увидеть, сколь много всего Дэн и Рональд "присмотрели" в этом фильме.
Дэн, как и Ридли Скотт, сначала опровергали всякие попытки обвинить их в плагиате. Но почти через 20 лет после премьеры в одном из интервью О'Бэннон сознался, что был вдохновлён именно этим фильмом для сцен с пришельцем на планете и спором экипажа о необходимости взорвать "Ностромо". Единственное - таких красоток, как Эви и Норма, он в сценарии не видел, все герои должны были быть мужчинами.
А "Планета вампиров" снята по рассказу "21-часовая ночь" одного из самых известных итальянских фантастов Ренато Пестриньеро. К сожалению, в Сети русского перевода я не нашёл. Но если знаете итальянский или умеете пользоваться онлайн-переводчиком - приятного прочтения.
Помните одну из самых жёстких сцен фильма, когда перед ошарашенной командой из тела Кейна появляется грудолом? Даже она не была придумана О'Бэнноном, а взята из из книги комиксов "Defiled" французского иллюстратора Тима Бокселла. Название можно перевести как "Осквернение", это довольно мрачный комикс в жанре ужасов. Впрочем, Бокселл был даже рад, что его работы послужили основой сцены для такого фильма.
Впрочем, работы Бокселла в середине 80-х вдохновили на съёмки ещё одного фильма. Просто поищите в сети "К.Г.П.О." - крепкий ужастик.
А финальная сцена с подготовкой, запуском реактора, попыткой его отключения и подрывом "Ностромо" вдохновлена финалом романа Майкла Крайтона "Штамм "Андромеда". Сам роман экранизировали уже дважды - в 1971 и 2008 годах, сам роман есть в свободном доступе - это крепкий технотриллер, породивший жанр "биологического апокалипсиса".
В итоге, можно признать, что из оригинальных идей в "Чужом" только его кислотная кровь, а остальное лишь компилляция плагиата. Но надо отдать должное сценаристу - сделал он это мастерски. А ещё успешным фильм стал в том числе благодаря его пробивному характеру и настойчивости. Ведь продюсеры сначала отдали сценарий на переделку и его "переделали" до неузнаваемости. Но в итоге подключились Скотт, нашёлся Гигер, пришёл Рамбальди и в 1979 году мир увидел "Чужого", а Дэна О'Бэннона за его сценарий номинировали на премию "Сатурн".
Понравилась история? Оценить мой труд можно лайком и комментарием о том, какие моменты из фильма запомнились вам больше всего. Спасибо "доктору Шмурге" передам лично, выискивать факты для публикации было невероятно интересно.