Материал для статьи взят из "наставления по рукопашному бою РККА 1942 г." и «Руководство по физической подготовке в запасных частях Красной Армии»
В первой половине XX века во всех армиях мира стали появляться пулеметы, пистолеты, автоматические винтовки и пистолеты-пулеметы. Все это многообразие оружия должно было увеличить расстояние боя и свести к минимуму рукопашные схватки. Так считало и советское руководство, должным образом не уделяя время подготовке ближнего боя.
Это было ошибочным заблуждением, в столкновениях на Халхин-Голе с японцами советским солдатам приходилось тысячи раз вступать в рукопашную. Это объяснялось высокой замотивированностью японских солдат, не желающих покидать свои блиндажи и окопы.
Опыт этих столкновений привел к разработке в 1941 году РПРБ-41(Руководству по подготовке к рукопашного боя 1941 года). Помимо приемов с винтовкой со штыком и боя прикладом, были приемы боя отдельно со штыком, а также саперной лопаткой (или МЛП). Небольшое внимание уделялось методике преподавании таких упражнений.
Столкновение с немцами в 1941 году показали, что в подавляющем большинстве случаев там, где в подразделениях изучали рукопашные атаки, солдаты держаться наиболее стойко. Самый известный пример, это защита Брестской крепости, многие иллюстрации которой демонстрируют ближний бой.
В 1942 году, помимо строевых частей, приёмам ближнего боя стали готовить запасников, для них было издано «Руководство по физической подготовке красной армии». Почти все из этих запасников в итоге попали на фронт. В их 40-часовой программе подготовки 25 часов уделялось рукопашному бою.
Помимо этого, на фронте тоже вели подготовку. Во время ротаций подразделений они по несколько часов в день оттачивали рукопашный бой. Начиная с наставлений 1942 года, предполагалось обучению штурму после преодоления полосы препятствий. Штурмовали окопы, имитирующие немецкие укрепления. Из всей подготовки красноармейца 15% процентов приходилось именно на приемы рукопашного боя.
Многие немецкие солдаты в своих мемуарах писали, что именно на Восточном фронте идет настоящая война, так как здесь жестокие рукопашные с русскими случаются постоянно.
Помимо солдат, по программе «Всеобщего воинского обучения» учились рукопашному бою все от 16 до 60 лет, особое внимание уделялось подготовке школьников.
За всю войну вышло несколько наставлений по рукопашному бою под руководством С.Фельдмана, А Булочко, И. Григорьева, часть из которых была посвящена подготовке разведчиков или спецназа.
Одним из самых интересных советов в наставлении 1942 года был целый раздел, посвященный использовании каски в бою. Согласно ему, винтовка может сломаться в гуще боя, но красноармеец не должен растеряться и использовать свою собственную каску нижеописанным способом:
Каску необходимо было повернуть внутренней частью на атакующего противника и поймать в нее штык противника, схватить винтовку левой рукой и ударить каской противника. Каску надо держать четырьмя пальцами на внутренней и большим на внешней стороне так, чтобы каска плотно сидела в руке.
Был и другой способ, при котором встречным ударом каски необходимо было увести удар врага в сторону, схватить его за винтовку и начать атаковать каской в уязвимые места вроде шеи или лица. Похожие приемы описывались и с возможностью уводить оружие враг вниз или вверх, в зависимости от ситуации.
Теперь становится понятным весь ужас немцев при виде атакующих русских, которые в ближнем бою умели и были готовы использовать все подручные средства.
Уважаемые читатели, оставляйте свои комментарии по теме, а также читайте другие мои статьи:
Ветеран Великой отечественной войны о своем первом штыковом бое
В чем загадка развития огнестрельного оружия и при чем тут церковь?
Штыковая атака в современных конфликтах