Найти тему
Mealenam

ЕГЭ 1.12 Образование

Образование - это один из важнейших социальных институтов, который мы относим к духовной культуре и духовной сфере общества. Что же такое образование? Существует несколько вариантов определения данного обществоведческого понятия.

Образование - это

процесс и результат усвоения знаний, приобщения к культуре, овладения навыками и умениями.

Образование - это

социальный институт, который удовлетворяет потребности общества в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке профессиональных кадров.

В процессе образования происходит:

1) Передача знаний. Школьные уроки, лекции в университете, кулинарные курсы, вебинары по программированию - в основе всего этого лежит передача и усвоение каких-либо знаний (об окружающем мире - социальном или природном, о самом человеке). Ну а что представляет собой знание, с точки зрения обществознания, мы уже разбирали.

2) Овладение трудовыми навыками и умениями. Процесс образования предполагает не только усвоение знаний, но и умение применять их на практике. Здесь мы говорим уже о практических навыках и умениях. Мы можем знать рецепт торта, но не уметь его готовить. Чтобы такого не происходило, процесс образования включает в себя задачу - формирования навыков и умений. Если мы выучили правило написания "н" или "нн" в русском языке - мы должны уметь применять это знание и писать без ошибок. Если мы выучили формулу расчёта плотности вещества или скорости движения тела, мы должны уметь применять эти формулы при решении задач по физике.

3) Приобщение к культуре. Процесс образования идёт рука об руку с процессом воспитания и просвещения. В процессе образования человек приобщается к существующей системе ценностей общества, узнаёт о достижениях культуры своего народа и мировой цивилизации в целом. Ещё раз вспоминаем, что образование является одним из элементов духовной культуры общества.

4) Социализация индивида. Образование даёт человеку необходимые знания о мире, о том, как устроено общество и по каким законам оно функционирует. Образование способствует развитию личности индивида и помогает ему найти своё место в жизни. В процессе получения образования человек учится общаться, отстаивать свою точку зрения, понимать и угадывать реакции собеседника и т.д. Всё это способствует процессу социализации индивида.

С тем, что включает в себя процесс образования мы разобрались. Отталкиваясь от этого, сформулируем теперь функции образования.

Функции образования.

Образование является одной из составляющих культуры, поэтому - все те функции, которые мы приписываем культуре, так или иначе реализуются и в образовании.

1. Мировоззренческая функция. Образование позволяет сформировать человеку систему знаний о мире (природном и социальном) и о самом себе, которые являются основой его мировоззрения.

2. Познавательная функция. Для образования, скорее, подойдёт название - обучающая функция. Поскольку в отличие от науки, которая буквально открывает новые знания, образование предполагает усвоение уже известных человечеству знаний и формирование определённых навыков и умений.

3. Воспитательная функция. В процессе образования формируется определённая система ценностей человека. Например, на уроках обществознания разбираются такие моральные категории как долг, честь, достоинство и обсуждаются различные жизненные ситуации, в которых эти категории применимы. Изучение в рамках школьной программы повести Гайдара "Тимур и его команда" способствует формированию идеалов дружбы, взаимной помощи, поддержки. Изучение на уроках истории событий Великой Отечественной войны формирует чувство патриотизма, уважения к подвигу солдат и тружеников тыла.

4. Регулятивная функция. В процессе получения образования индивид усваивает не только научные знания, но и знания о существующей системе социальных норм, в соответствии с которыми он регулирует свою деятельность и поведение. Например, обучение в автошколе предполагает не только умение управлять автомобилем, но и знание правил дорожного движения, соблюдение которых является обязательным для любого водителя.

5. Информационная функция (функция преемственности). Вспоминаем, что эта функция заключается в том, что культура обеспечивает историческую преемственность и передачу социального опыта от одного поколения к другому. Тот же самый пример, который мы уже приводили, с уроками истории, на которых изучаются события Великой Отечественной войны. Через эти уроки сохраняется память о подвиге российского народа и передаётся от одного поколения к другому.

6. Коммуникативная функция. Процесс образования предполагает постоянный процесс коммуникации - между преподавателями и учениками, между студентами одной группы, учениками разных классов и т.д. В процессе получения образования развиваются коммуникативные навыки человека, он учится общаться, отстаивать свою точку зрения и т.д., о чём мы уже говорили.

7. Социализирующая функция. Про то как образование влияет на процесс социализации мы также уже сказали. Индивид усваивает определённые ценности и социальные нормы и учится вести себя в соответствии с этими нормами, развивает различные стороны своей личности. Иногда применительно к образованию эту функцию называют социальной, а не социализирующей.

8. Экономическая или профессиональная функция. Эта функция свойственна только образованию (не религии, не искусству и т.д.) и заключается в подготовке профессиональных кадров для успешного выполнения экономической деятельности общества.

Уровни образования в РФ

В системе образования РФ можно выделить два основных уровня: общее и профессиональное образование. Задача общего образования - формирование общей культуры и универсальной системы знаний, навыков и умений человека. Задача профессионального образования - формирование профессиональных кадров общества.

Уровни образования
Уровни образования

Тенденции современного образования

О тенденциях современного образования мы говорим в контексте общей установки на то, что пусть и медленными шажками, но российское общество движется от индустриального к постиндустриальному (информационному) типу общества. О том, что это такое можно вспомнить здесь. Кроме того, современный мир - это мир в условиях глобализации и это означает, что система образования РФ так или иначе должна взаимодействовать с образовательными системами других стран.

Тенденции современного образования
Тенденции современного образования
Тенденции современного образования
Тенденции современного образования
Тенденции современного образования
Тенденции современного образования

Ещё один теоретический момент, о котором следует упомянуть. Несмотря на то, что образование у большинства ассоциируется со школой или университетом, это не единственный путь получения образования.

Пути получения образования

  • Обучение в учебных заведениях (школы, колледжи, ВУЗы)
  • Образование в семье (родители учат ребёнка читать и писать)
  • Самообразование (научиться играть на гитаре по видео-разборам в интернете, учиться готовить методом проб и ошибок, экспериментируя с ингредиентами)

В некоторых источниках в качестве отдельного блока теории выделяют пункт - роль образования в обществе. По сути это и есть функции образования. Зная основные функции образования, достаточно легко сформулировать своими словами ответ на вопрос - какова роль образования? для чего существует образование? что даёт человеку и обществу образование? Не будем останавливаться здесь подробно, просто укажем основные формулировки, которые встречаются в различных справочниках и пособиях.

Роль образования в современном мире

1. Формирует и развивает личность человека.

2. Является социальным лифтом (обеспечивает социальную мобильность).

3. Формирует профессиональные кадры с различной квалификацией.

4. Способствует передаче социального опыта, знаний, навыков, умений, ценностей.

На этом всё.

Всех благ и радостей.