Найти тему

Родитель-нарцисс и сочувствие не совместимы

Вы, наверное, замечали, что детей очень истощают длительные развлечения, праздники, у них часто случаются после этого истерики, нарушается засыпание.

А про отрицательные, травмирующие эмоции и говорить нечего.

Психика ребенка незрелая, она не способна еще полноценно контейнировать (принимать, перерабатывать, интегрировать) сильные эмоции, как положительные, так и отрицательные.

В проживании детских эмоций, правильном их восприятии, назывании, интеграциии должен участвовать и естественно участвует здоровый родитель.

Он разделяет эмоции с ребенком, помогает успокоиться и переключить внимание, совместно с ребенком разбирается с источником эмоций и при необходимости отстраняет временно или навсегда самого ребенка от источника сильных, перегружающих детскую психику переживаний.

Взрослея, ребенок приучается к самоутешению, самостоятельному контейнированию своих эмоций, к подростковому возрасту уже не очень близко подпуская родителей к своим переживаниям.

Все перевернуто с ног на голову, когда речь заходит о родителях-нарциссах. Им самим свойственно испытывать отрицательно окрашенную гамму эмоций, которую трудно переварить из-за дефекта эмоциональной сферы и осмыслить тоже тяжело, так как порой физиологически отсутствуют связи нейронов лимбической системы и неокртекса в мозге.

Вместо того, чтобы сочувствовать, сопереживать ребенку, контейнировать его эмоции, родитель-нарцисс помещает в ребенка свои ярость, гнев, печаль, непереносимый стыд самого себя, наделяя ребенка ярлыком носителя всего вселенского зла, а на самом деле видя свои проекции и реагируя на них.

Родителю-нарциссу, паранойялу, эпилептоиду (разные виды психопатии) нужны четкие, понятные, предсказуемые схемы взаимодействия с миром и в том числе с детьми.

-2

Ему ни к чему погружаться в каждую эксклюзивную ситуацию ребенка и проживать ее вместе с ним, у него нет на это лишних сил, ведь психопат сам выживает за счет чужих эмоциональных ресурсов.

Поэтому каждый раз, когда ребенок подходит поделиться своей радостью или болью, такой родитель в лучшем случае отгораживается, отмахивается от него, обесценивает его чувства, а в худшем подавляет и запрещает не только их проявлять, но и чувствовать.

Радость превращает в боль, разоряя счастье ребенка, а боль накрывает беспричинной яростью.

Однако, когда от ребенка что-то нужно такой родитель умело демонстрирует состояние расположения или напротив жертвенности (чтобы пожалели и не требовали ответственности). Или изображает любов на людях, вызывая в ребенке растерянность.

Именно с этим часто связано игнорирование состояния ребенка, пережившего серьезное психотравмирующее событие любого содержания. Неоказание ему медицинской и психотерапевтической помощи и даже простой человеческой поддержки.

А порой даже покрывание и поощрение абьюзивных отношений в семье как способа управления детьми.

Эмоциональные качели раскачивают незрелую, слабую психику ребенка.

И так рано или поздно ребенок не только отучается делиться с родителями и держит все в себе (после первого опыта испытания страданий от самых близких людей, другим он совсем не доверяет, поэтому помощи, как правило, не ищет), но со временем, не выдерживая сильных травмирующих эмоций и вовсе диссоциируется от них. Будто бы лишается возможности чувствовать.

Часто именно на таком механизме основана так любимая взрослыми "послушность", "покладистость" детей. Меня всегда настораживают такие дети. Одно дело, когда с ребенком можно или нельзя договориться, переключить его внимание во время проявления слишком бурных эмоций и совсем другое, когда ребенок только выполняет команды взрослых и совсем не эмоционирует.

"Не будь собой", "Не будь живым", "Не чувствуй", "Не будь ребенком" - такие сценарии жизни рождаются у детей психопатических родителей.

А между тем именно эмоции отражают нам, что сейчас происходит и побуждают к определенным действиям по проявлению любви или, напротив, самосохранению.

-3

Диссоциировавшись от эмоций, человек перестает адекватно оценивать действительность, становится ведомым, легко управляемым, чрезмерно исполнительным и удобным для других.

Для ребенка нарцисса существуют категории "должен", "виноват", "стыдно", "страшно", "мама не разрешает", "папа будет кричать", "я опять получу" и т.п.

При любом новом проявлении детской спонтанности эти категории окружают его бетонным забором, и ребенок сдается, действуя исключительно по указке родителей.

Он выполняет безропотно все, что ему скажут, даже то, что может угрожать его безопасности и здоровью.

Отдых, развлечения, игры, прогулки запрещены или минимизированы для отвода глаз. Вместо этого куча домашних дел, зубрежка для отличных оценок в школе, оттачивание виртуозной игры на музыкальном инструменте, чтобы родитель гордился воспитанным дарованием и...контейнирование отрицательных эмоций нарцисса.

Если бы психопат видел в ребенке человека, он был бы сдержан с ним в проявлении агрессивности (а порой и неуместной сексуальности), но поскольку во всех и вся он видит только свои ресурсы, то и на ребенка свалить всю свою неудовлетворенность жизнью ему ничего не стоит...

К подростку, который хочет личного пространства и автономии напротив лезет всячески в душу, ум и дневники, в телефон, планшет не прося поделиться, чем он живет, а буквально требуя отчета и разыскивая по личным вещам предметы для создания оснований для бесконечных разборок, пристыжения и публичного поругания.

Результаты такого "воспитания" - диссоциация, комплексное посттравматическое стрессовое расстройство, различные тяжелые расстройства личности и эмоций, нарушения функционирования систем и органов организма, базовое недоверие к любому человеку, нарушения привязанности, которые требуют психологической и медицинской реабилитации на протяжении всей жизни...

Посмотрите фильм 1981 года "Дорогая мамочка". В нем просто блестяще представлена мать-нарцисс.

Друзья! Уверена, у большинства из Вас есть аккаунты ВКонтакте, приглашаю присоединиться к очень полезному, интересному, вдохновляющему, помогающему поддерживать здоровый контакт с собой психологическому сообществу "Оживи скорее"!

https://vk.com/ojiviskoree

Большая просьба: присоединившись, подключать уведомления об обновлениях группы. Спасибо.

По вопросам личных онлайн-консультаций пишите на адрес электронной почты spirituseva@yandex.ru или в личные сообщения Евгении Спиридоновой (https://vk.com/spire4ka), в ЯндексМессенджер канала.

Ваш психолог Евгения Спиридонова.

Благодарю за внимание, лайк, подписку, финансовую поддержку канала!
Пишите в комментариях вопросы, ситуации, которые хотели бы проанализировать с моей помощью.
Предлагайте интересную тематику для статей.
Фото взяты с бесплатных фотостоков.