Пройти первые 20 часов обучения в Практикуме может каждый — это бесплатно. В процессе можно понять, насколько вам интересен курс и продолжить обучение. Дальше все становится еще интереснее. Рассказываем, что происходит на продвинутом уровне курсов.
С чего все начинается
Обучение в Практикуме начинается с такого письма-приглашения:
Студент заполняет анкету и получает ссылку в мессенджер Slack. В нём проходит всё общение с преподавателями, кураторами и другими студентами.
Учёба в Практикуме разбита на курсы — крупные блоки тем. Каждый курс делится на спринты — интервалы в две или три недели, за которые необходимо успеть пройти теорию и сдать практическую работу.
Теория
Мы даём студентам пару дней на то, чтобы освоиться в Slack и познакомиться и начинаем первый спринт. Студенты получают доступ к тренажёру — специальной платформе, на которой собраны уроки и задачки, а мы наблюдаем за их первыми шагами.
С уроками и тренажёром всё просто: нужно прочитать теорию и выполнить упражнения, которые проверяются автоматически. Заниматься можно в любое время.
Практика
Когда все уроки пройдены, наступает самый интересный и волнующий этап — практическая работа. Её уже будет проверять живой человек — ревьюер. Финальное задание каждого спринта — это практика. Студенты получают список требований, что именно нужно сделать, а заодно — критерии проверки.
А вот, к примеру, одна из первых практических задач тестировщиков. Им нужно протестировать Яндекс.Маршруты, выдуманный сервис Яндекса:
Когда работа готова, её нужно отправить ревьюеру. Как правило, ответ приходит в течение 24 часов — обычно это список недочётов и рекомендации, почему их стоит исправить:
Редко кому удаётся сдать работу с первого раза, и это нормально. Ревьюеры стараются критиковать работу так, чтобы вдохновлять ребят сделать лучше.
Для сдачи практической работы есть всего три попытки. Если они заканчиваются, студент отправляется в академический отпуск на месяц, чтобы как следует разобраться в теории и попробовать снова.
Работа с командой
На протяжении всего курса студентов сопровождает целая команда: куратор, наставники, преподаватели, дизайн-ревьюеры и сотрудники образовательной поддержки.
Куратор — тот человек, который создаёт комфортную среду для обучения. Он или она формирует правильное информационное поле для студента: напоминает про расписание, сообщает про обновления и приносит все важные новости факультета. Когда начинается новый спринт, именно куратор даёт отмашку, что всё готово и студенты могут идти в тренажёр за новыми заданиями.
У куратора есть ещё одна важная задача — вовремя заметить проблему студента и правильно на неё среагировать. Например, в канал Slack приходит негодующий студент и очевидно, что он сейчас не владеет ситуацией и собой. Это момент куратора — у него есть сила и ответственность сделать так, чтобы все проблемы были решены.
«У студентов бывают моменты отчаяния, когда они приходят с настроением, что ничего не получается, и тестирование это вообще не для них. Здесь моя задача фильтровать — случилось выгорание или это действительно не подходящая для студента сфера. Если я понимаю, что это эмоциональное падение, то предлагаю альтернативы, дополнительную помощь со стороны наставника или какие-то ещё возможности поддержки», — говорит куратор в программе про QA Полина Филатова.
Наставники — проводники от теории к реальной жизни. Это успешные профессионалы, которые передают студентам реальный опыт «выживания» и развития в профессии. Наставники проводят вебинары, на которых дают углублённую информацию по пройденным темам — это помогает разложить знания по полочкам и отточить прикладные навыки.
Наставники практически никогда не дают прямого ответа на вопрос. Всё направлено на то, чтобы человек сам подумал и нашёл нужное. Да, иногда с ними сложно, но студенты видят ценность такого подхода — так формируется навык работать самостоятельно. Такой подход сейчас помогает бывшему студенту, а ныне тестировщику Александру Кузьмину в реальной работе: «Я на удалёнке и не могу так просто подойти к коллегам с вопросом. Надо будет выцеплять кого-нибудь в переписке, ждать, пока ответят. За это время я, возможно, уже сам найду ответ. Этот полезный навык сформировался именно во время обучения».
Ревьюеры — это специалисты, которые проверяют практические работы студентов, дают обратную связь и принимают работы.
В проектах нет абсолютно верных ответов: студенты могут прийти к решению абсолютно разными путями. Поэтому иногда ревьюер может о чем-то спросить и ждёт аргументированного ответа, чтобы принять задание и пропустить студента дальше.
Дедлайны
Учёба в Практикуме строится на мягких и жёстких дедлайнах. Те студенты, которые успевают к мягкому дедлайну, получают преимущество — на одну возможность больше пересдать работу и получить обратную связь.
Мягкий наступает в конце спринта — это просто напоминание: «Хорошо бы к этому времени сдать практическую работу». Жёсткий — в конце курса, и он серьёзнее: «К этому времени должны быть сданы все практически работы, иначе — академ».
Академический отпуск может длиться до двух месяцев. Студент может взять его, если почувствует или в жизни возникнут непредвиденные обстоятельства. «Занимаясь по 2-3 часа в день, совершенно спокойно всё успеваешь. Но! Сегодня ты вместо занятий решил посмотреть сериальчик, завтра свидание, и в итоге к концу первой недели ты оказываешься должен самому себе 12 часов учёбы», — говорит тестировщик Станислав Рыжиков, который до прохождения курса занимался организацией мероприятий.
Общение
В Slack есть каналы для анонсов и отдельный — для коммьюнити студентов. Ребята общаются и помогают друг другу во время спринта, делятся эмоциями, когда что-то не получается и радуются зачётам.
Есть и темы для свободного общения — просто поболтать, поделиться шутками и познакомиться поближе. В одной группе могут собраться ребята от Владивостока до Калининграда из других стран. Такое редко встретишь при обучении в офлайне.
Диплом
После всех спринтов и зачётов наступает время диплома. На дипломную работу обычно даётся больше времени, чем на задания в финале спринтов. Например, у дизайнеров есть целый месяц. Тут тоже обычно есть два дедлайна — мягкий и жёсткий.
Диплом — это общий срез знаний, самостоятельная работа, в которой обязательно пригодится всё, что было на курсе.
На факультете тестирования, например, необходимо изучить документацию, протестировать сервис и составить отчёт о проблемах. На факультете веб-разработки — создать веб-приложение, настроить базу данных, сделать авторизацию пользователей и развернуть на сервере. И так далее. К примеру Александр Кузьмин на курсе тестировщиков тестировал сервис Яндекс.Самокат. «Нужно было провести проверки для веб-версии, мобильного приложения, проверить API и внутреннюю логику работы. Это максимально близко к тому, что тестировщик будет делать в реальной жизни», — вспоминает он.
Дипломная работа показывает работодателям, что умеют выпускники. Эти работы можно и нужно забирать в портфолио. Авторы курсов специально стараются сделать так, чтобы задания не были «попсовыми» — тогда портфолио выпускников будут отличаться и выглядеть привлекательнее.
Как начать учиться?
Попробуйте сами, каково учиться в Практикуме: выбирайте любую профессию, 20 часов тренажера бесплатные. За это время можно понять, какая сфера — ваша. Не важен возраст, пол или образование — стать программистом может каждый.
Вы можете выбрать одну из востребованных профессий:
- Веб-разработчик. Научитесь верстать сайты и разрабатывать интерфейсы. Например, создать сайт интернет-магазина со своей базой данных для вас не будет проблемой.
- Аналитик данных. Если большие объемы информации вас никогда не пугали и разбираться в данных — ваш конек, то эта позиция вам подойдет. Сможете не только анализировать, но и составлять детальные прогнозы.
- Python-разработчик. Вы научитесь делать так, так, чтобы сервисы понимали запросы, а сайты правильно реагировали на действия пользователей
- Специалист по Data Science. Узнаете, как строить на основе данных модели, которые помогают принимать решения в науке, бизнесе и повседневной жизни.
Чтобы попробовать бесплатный курс, листайте дальше и присоединяйтесь к Яндекс.Практикуму.