Найти тему
В небе и космосе

Кто, кроме России и США, скоро будет иметь на вооружении самолеты с вертикальным взлетом?

изображение с сайта v.ifeng.com
изображение с сайта v.ifeng.com

Похоже в мировой практике использования в ВМФ самолетов с вертикальным взлетом или с укороченной взлетом и посадкой (СВКВП) начался новый виток. Еще в 80-тые годы уже были построены СВКВП в Англии и СССР.Дело в том, что самолеты с СВКВП могли базироваться не только на авианосца, но и на кораблях других классов. Это продемонстрировала Англия в 1982 году, в ходе войны за фолклендские острова. Для увеличения авиационной группы в зоне боевых действий, англичане переделали 3 контейнеровоза для размещения СВКВП «Harrier-GR3». В СССР на больших противолодочных крейсерах(проекта «Москва») размещались самолеты с СВКВП типа «ЯК-38». Почему же раньше самолеты с СВКВП не получили широкого распространенияи проекты «Harrier-GR3» и «ЯК-38» были закрыты?Основными причинами стало то, что они были дозвуковые, имели малый радиус действия и не могли нести же такую ракетно-бомбовую нагрузку, как самолеты(типа «F/A-18А») базирующиеся на авианосцах. И вот недавно американцы создали самолет «F-35B» с СВКВП, технические характеристики которого мало чем отличаются от сухопутного варианта «F-35». А вот теперь давайте вернемся в начало 90-х годов. В СССР был разработан и построен СВКВП «ЯК-141». Его характеристики были по тем временам (да еще и на сегодня) впечатляющими:скорость — до 1800 км/ч; радиус действия — до 700 км (при разбеге в 120 м); многорежимная РЛС (по ТТХ близка к РЛС «Жук»); 30-мм пушка; самолет мог нести ракеты воздушного боя «Р-27» и «Р-73»; ракеты для поражения наземных целей «Х-29» и «Х-25» и противокорабельные «Х-35». При этом, при коротком разбеге, масса «ЯК-141» достигала 19,5 тонны. Т. е., «ЯК-141» мог почти на равных вести воздушный бой с американским палубным истребителем «F/A-18А». СССР распался и проект «ЯК-141» был закрыт. Но не секрет, что при создании своего «F-35B» американцы основывались на полученных материалах по разработке и испытанию «ЯК-141». Видимо из-за того, что строить авианосцы пока еще дорого, в России разрабатывается план по строительству УДК с самолетами СВКВП. По предварительным данным, на УДК предполагается разместить 8 — 12 самолетов СВКВП и 3 — 4 вертолета радиолокационной разведки «КА-31». То, что разработка приемника «ЯК-141» ведется уже не первый год официально заявил Ю. Борисов еще в 2018 году на форуме «АРМИЯ-2018». Однако, похоже у производителей СВКВП, в лице США и России, скоро появится еще один конкурент. Из СМИ недавно стало известно, что Китай сможет построить «J-18», с СВКВП, к концу 2025 года. Разработка «J-18» ведется Китаем с 2011 года, но ТТД истребителя пока засекречены. Однако, как и у всех самолетов Китая, у «J-18» есть одна проблема: отсутствие собственного надежного авиадвигателя.

Статья вас заинтересовала?

Нажмите палец вверх и подписывайтесь на наш канал, чтобы быть в курсе последних новостей авиации и космоса.