С 1 января текущего года действуют обновленные правила дистанционной торговли, которые распространяются на всех участников рынка. Спойлер — выигрывают от изменений преимущественно покупатели, но и для продавцов есть хорошие новости. Мы опубликовали детальный обзор нововведений в своем блоге, тут коротко рассмотрим новые правила онлайн-торговли 2021.
Новые правила торговли онлайн 2021
- На сайте интернет-магазина должны быть указаны детальные контактные данные. К названию компании или фамилии, имени и отчеству ИП, ОГРН и адресу, которые были обязательны и раньше, добавился телефон и (или) е-мейл. Если вы — ИП и используете для работы личный номер, можете указать только адрес электронной почты, это допустимо.
- Без оферты не обойтись. До конца 2020 года наличие на сайте документа, содержащего существенные условия договора, было необязательным. В соответствии с новыми правилами онлайн-торговли 2021 оферта должна присутствовать на сайте, в сообществах в соцсетях, в мобильных приложениях — везде, где вы продаете товары или услуги. Утвержденного формата нет, но важно, чтобы в тексте содержались название компании или данные индивидуального предпринимателя, адрес, а также мейл или номер телефона (можно указать и то, и другое, но обязательно — что-то одно). Важно, чтобы покупатели могли легко найти оферту.
- Вы вправе сами решать, когда возникает обязательство передачи товара или оказания услуги. Раньше таким моментом однозначно считался факт оформления заказа — даже если вы ошиблись в цене и указали 1 рубль вместо 10 000, обязаны были продать на таких условиях. Теперь можете зафиксировать в оферте, что сделка считается заключенной только после подтверждения заказа, и без спешки проверять все критичные параметры.
- Покупатели могут отправлять претензии как угодно. Если вы не оговорите в оферте, что принимаете обращения только определенным образом (например, по телефону или почтой), заказчики могут писать сообщения в мессенджерах, соцсетях и т. д. Чтобы избежать разбирательств из-за утерянных жалоб, рекомендуем зафиксировать порядок приема обращений в условиях сотрудничества.
- Можно вернуть бытовую технику и ювелирку надлежащего качества. Раньше такие товары подлежали возврату только при условии, что экспертиза доказала наличие брака. Теперь разрешено отправлять их обратно продавцу, если изделия не повреждены, есть упаковка и чек (либо факт покупки доказан другим способом, например, показаниями свидетелей).
- Подтверждать заказы обязательно. До конца 2020 года вы могли самостоятельно определять, на каких этапах информировать покупателя о статусе заказа. Новые правила торговли онлайн 2021 гласят, что продавец обязан подтвердить факт оформления заказа по мейлу или в смс. В тексте обязательно должен содержаться номер заказа или другие данные для его идентификации.
- Вы имеете право требовать оплату повторной доставки. С этого года можно включить в оферту условия оплаты второй доставки в случае, если первая попытка по вине заказчика успехом не увенчалась (его не было дома). По факту это вряд ли что-то изменит в вашей работе — ради незначительной суммы рисковать клиентами не стоит.
- Биологически активные добавки разрешили продавать онлайн. Раньше ими имели право торговать только аптеки и специализированные оффлайн-точки, с 1 января БАДы могут предлагать и интернет-магазины.
Теперь вы знаете, какие новые правила онлайн-торговли нужно учесть в своей работе в 2021 году. Успешных продаж!