Эта грустная история любви, в которой главные герои – Петр Первый и Мария Гамильтон. Известно, что в те времена – в петровские, в допетровские, к нам ехали выходцы, в частности, из Шотландии. Оставались, служили новой родине.
Мария была дочерью человека по имени Виллем Гамильтон. Он был членом знатного шотландского рода, но только обрусевшего. Поэтому сам Виллем фамилию свою называл несколько иначе – на русский манер – Гаментов. Так, наверное, его и звали русские. А он и не сопротивлялся. Это сейчас у нас к английским словам люди привычные. А раньше было сложнее. Вот и коверкал, как могли. У меня даже есть версия, что некоторые заморские слова настолько исказили, что теперь и не очень понятно, что они были не русскими изначально. Но не будем отвлекаться.
Юная Мария и её отец
Мария Виллемовна была юной и прекрасной в свое время. А её папа был в родстве с Артамоном Матвеевым, который воспитывал Наталью Нарышкину. Та, в свою очередь, была матерью Петра Первого. То есть, все друг друга знали. общались. Петр красавицу приметил. И так Мария попала в фрейлины Екатерины Первой.
По факту же – в «постельный реестр» самого императора.
По слухам, царь Петр Алексеевич очень любил женский пол. А что? Статный, смелый, сильный. Нервный немного, но это лечится. Правда, не у всех. Но Петру это редко когда мешало.
А Марию – да – взял он под свое крыло. И было девочке тогда 15 – 16 лет.
Екатерина и увлечения мужа
Екатерина – которая была супругой Петра, не особо переживала по поводу того, что император увлекается другими женщинами. Возможно, это её раздражало, но вида она не показывала. Не в том положении была. Царица понимала, что у неё: ни власти, ни происхождения. Петр мог легко осерчать и отправить женщину куда-нибудь в монастырь. Поэтому супруга императора всё ему прощала. Тем более что царь всегда возвращался к жене. Можно говорить, что он её по-своему любил. Иначе бы не возвращался. Не все могут такую любовь вытерпеть. Екатерина держалась, как могла.
А дальше – прошла любовь. Но не у Екатерины и Петра, а у Петра и Марии. Императора ждали новые увлечения. Свою обрусевшую шотландку он забыл.
Мария и Иван
А та долго не грустила. Её любовь перекинулась на денщика Петра Первого – Ивана Орлова.
И тут уже пошло грехопадение во всю. То есть, оно и раньше было. Ведь, по факту, Петр Первый был неверен своей супруге Екатерине. Но то, что происходило у Марии с Иваном – отдельная история.
Во-первых, девушка подворовывала для своего нового возлюбленного у царицы. Мария Гаментова оставалась фрейлиной, поэтому у неё был доступ к царицыным вещам.
Во-вторых, по слухам, возлюбленная Орлова избавилась от троих детей. Двое – не успели родиться, один – успел, но от этого ему не было легче.
И обо всем этом узнал Петр Алексеевич.
Преступление и наказание
Случилось всё довольно странно. Несчастный случай для Марии. Иван отделался легким испугом. А Петр, наверное, был очень сильно удивлен.
Случилось, что пропал какой-то инструмент у царя. Тот, естественно, обозлился на денщика. А Иван, не поняв, о чем речь, бухнулся на колени, да и рассказал всё императору. Как есть. Царь разозлился, приказал схватить Марию. Девушку поймали, стали пытать – это было обычное дело. Мария Гамильтон во всем призналась. Но сумела выгородить Ивана, сказав, что он в её делах замешан не был, что от детей она избавлялась по собственному разумению.
Император разгневался и приказал казнить женщину.
К месту казни в 1719 году Мария вышла в белом платье с черными лентами. Царь подошел к ней, что-то сказал. Многие надеялись, что император помилует женщину. Но царь был непреклонен.
Рассказывали, что, когда голова Марии покатилась по эшафоту, царь поднял её, поцеловал в губы. А потом рассказывал присутствующим об особенностях человеческой анатомии. Закончив, Петр якобы опять поцеловал голову и тогда уже ушел.
По слухам, какое-то время голова Марии Гамильтон хранилась в Кунсткамере. Но это не точно. Об этом рассказывал некий немец, который побывал в России, спустя 40 лет после случившегося.