Телохранитель. Кажется, что слово очень уж современное. Но это не совсем так. «Бодигард» — вот что было записано в датском паспорте кубанского казака Тимофея Ксенофонтовича Ящика – человека интересной судьбы.
Он был личным телохранителем императрицы Марии Фёдоровны – датской принцессы.
Расскажу о том, как простой казак попал на службу в дом Романовых, как завершил свои дни, почему в одном из музеев Копенгагена выставлены столовые приборы, которыми пользовался казак.
До Романовых
Тимофей Ящик родился в 1878 году на Кубани. Если говорить точнее, то в Ейском уезде. Как и положено любому казаку, наш герой с детства осваивал оружие, езду на лошадях и тому подобные вещи.
В 1900 году, как пишет И.В. Зимин в «Повседневной жизни императорского двора», Ящика призвали служить Российской империи. Казак под предводительством генерал-адъютанта князя Голицына отправился на Кавказ. Там на князя пытались совершить покушение армяне. Голицын, видимо, решил, что спокойнее будет жить в Санкт-Петербурге. Не берусь утверждать точно. По крайней мере, он уехал в столицу. Но не один. Князь и генерал прихватил с собой казака Тимофея Ящика, его он устроил в Собственный Его Императорского Величества конвой. Не знаю, с чем можно сравнить. Наверное, с Кремлевским полком. Хотела вспомнить Росгвардию, но это другое.
Тимофей был зачислен во Вторую кубанскую сотню.
Интересно, что никаких «вступительных экзаменов» не было. И объясняют это просто: считалось, что казак, априори, всё умеет делать. А Тимофей внушал это всем своим видом. Никаких сомнений не было.
Вот и пришла пора написать про столовые приборы.
Особенности казака Ящика
Носил он густую черную бороду. При этом глаза у казака были голубые-голубые. И этот контраст придавал лицу невероятную красоту.
Но главное было не это. Был Тимофей Ящик огромного роста. С этим и связано, что столовые приборы, которыми он пользовался, выставили в датском музее. А дело вот в чем:
когда Тимофей Ксенофонтович служил уже при Марии Федоровне, охранял её лично, ему выдали изящные серебряные столовые приборы. Но казак никак не мог сладить с «игрушечными» вещами. Он никогда ни о чем не просил. В быту был прост. А тут Тимофей высказал одну просьбу. Казак хотел, чтобы ему выдали приборы побольше. Специально для Ящика изготовили увеличенные: нож, вилку, ложку. Всё это из чистейшего серебра с гербом датского королевского двора.
За императрицу и отечество
Тимофей Ящик вышел в отставку в 1907 году, отправился к себе на Кубань, завел семью, родил детей.
Но в 1912 году его снова призвали. В 1914 году Ящик должен был вернуться в Ейский уезд. Но началось сами знаете что. Пришлось казаку служить дальше. На фронте не был. Охранял императрицу Марию Федоровну. С ней же уехал в Киев, затем – в Крым. С ней же рядом встретил весть об отречении от престола Николая Второго.
Когда императрица засобиралась за границу, то она, конечно же, взяла с собой Ящика.
Тот побывал в Великобритании. Но оттуда ему пришлось опять вернуться в Россию. У казака было важное задание – спасти дочь Марии Фёдоровны Ольгу Александровну – дочь Александра Третьего. Не одну. С супругом.
Ольга Александровна была где-то на юге. Она верила, что Деникин одержит победу над большевиками, в стране снова будут править Романовы. Откуда такие убеждения – сложно сказать. Даже если бы Деникин победил, то не факт, что монархию бы восстановили.
Ящик разыскал Ольгу Александровну, смог посадить её на военный корабль в порту Новороссийска. И сам прибыл в Англию. А оттуда – в Данию.
Смущает меня то, что Тимофей Ксенофонтович оставил на Кубани жену и детей. Он пытался перевезти их в Данию – не получилось. А в 1922 году супругу расстреляли.
Спустя три года, Мария Федоровна благословила своего верного помощника и телохранителя на брак с датчанкой, которая приняла православие. Её стали звать Нина.
С ней-то и жил до конца своих дней в Дании казак Тимофей Ящик. Он получил небольшое наследство от Марии Федоровны, оставившей этот мир в 1928 году, открыл бакалейную лавку. Супруга Нина усердно учила русский и записывала некоторые речи своего мужа. Они были изданы в нашем веке небольшим экземпляром. Найти одну из книг – большая удача.
Тимофей Ксенофонтович Ящик ушел из жизни в 1946 году. Он опять не воевал, но развалинами Рейхстага, в отличие, например, от атамана Краснова, был удовлетворен.