Сегодняшняя история одна из тех которые разделили гоночный мир на до и после. Один из ее героев Юхин Рин не очень любил ремни безопасности и отчасти из-за этого стал единственным чемпионом мира который завоевал свой титул посмертно, но прежде чем рассказать как и почему это произошло придется получше познакомиться с людьми, машинами и самой эпохой без знания которых эта история была бы неполной.
На гран-при бельгии 1966 года шотландский гонщик Джеки Стюарт оказался зажат в своей машине BRM с пробитым топливным баком и извлекать его из покореженной машины пришлось коллегам гонщикам которые вылетели в повороте неподалеку, просто потому что рядом с местом аварии не оказалось ни пожарных не медиков не маршалов.
Процесс спасения затянулся на долгие двадцать пять минут. Впрочем скорая ехал к месту аварии еще дольше и когда она наконец отвезла Стюарта в ближайший госпиталь там просто не оказалось врачей. Ну а в поисках подходящей больницы водитель скорой вообще заблудился на деревенских бельгийских дорогах. Джеки Стюарт выжил но навсегда запомнил то что случилось с ним в тот день. Сама бельгийская трасса "Spa-Francorchamps" где случилась авария представляла собой 14 километровое кольцо из асфальтированных деревенских дорог к которым примыкали дома, сараи и телефонные будки.
В плане безопасности эта трасса как и некоторые другие автодромы того времени мало отличалась от самой себя образца 30-х годов. Вот только техника за последние 30 лет стала совсем другой. В1966-м году международная федерация автоспорта решила что главной проблемой формулы-1 является ее недостаточно высокая скорость и разрешила командам увеличить максимальный объем моторов с полутора до трех литров. Подняв тем самым мощность с 200 до примерно 300-400 лошадиных сил. Вес тогдашней машины формулы-1 составлял 500 килограмм, а на дороге ее удерживали шины которые сегодня сгодятся разве что для оформления цветочных клумб. В результате легкие сигара образные болиды отчаянно скользили и чуть что стремится оторваться от дороги.
Во время прохождения немецкого Нюрбургринга который изобиловал перепадами высот, новые мощные машины подскакивали воздух от 13 до 15 раз за круг. Сама трасса была построена в 1927-м году и не сильно изменилась с тех пор в плане безопасности.
"В гонках если у тебя есть страх или ты руководствуешься инстинктом самосохранение, у тебя нет шанса быть пилотом ",
- жаки икс
Квалификацию перед гран-при германии 1967-го года выиграл Джим Кларк на новом лотусе 49. Шотландец который уже завоевал два титула на лотусах считался быстрейшим гонщиком своей эпохи, примерно как Фанхио 10 лет назад.
Кларк проехал круг за 8 минут 4 секунды и одну десятую, второе время 8:13 и пять десятых показал новозеландец Денни Хью на Brabham, но самое интересное происходило за спинами лидеров 22-летний бельгиец Жаки Икс который управлял скромной Матрой формулы-2 стал третьим опередив большинство пилотов на мощных болидах формулы-1.
Совместные гонки машин старшего и младшего классов тогда были обычной практикой, но по правилам машины формулы-2 могли стартовать в гонке только позади машин формулы-1. Так что на старте Жаки переместился назад освободив третью позицию для Джеки Стюарту. Джим Кларк сохранил лидерство на старте гонки.
Его преследовали Хью и Брюс Макларен. Но Жаки Икс на своей матре прорезал пелетон 3-литровых машин формулы-1 как нож масло. К четвертому кругу он шел уже на пятом месте показав лучший круг.
"Я дважды проехал 86 часовой марафон дела рот. Так что знал каждый поворот, каждый нюанс трассы. Я почти мог ехать с закрытыми глазами",-жаки икс
Жаки пришел в автогонки из мототриала и лучше многих знал как плавно и эффективно контролировать технику и свое тело в сложных условиях.
Он прошел хорошую школу кузовных гонок и выигрывал суточный марафоны в Спа, а между гонками провел 15 месяцев в армии где учился управлять танками. В наше время всё это не обеспечило бы ему прямого пути в гонки гран-при но тогда были 60-е и спорт был совсем другим. Молодого человека заметил Кен Киррал и предложил ему место в своей машине формулы-2.
Даже финиш на занимаемым им пятом месте стал бы настоящим подвигом для Жаки Икса, но передняя подвеска его матры стала жертвой нюрбургринга и рассыпалась уже на тринадцатом круге.Впрочем его выступление не осталось незамеченным и следующий 1968 год Жаки Икс начинал уже в качестве боевого пилота Ferrari. Другое дело что 1968 год был пожалуй не лучшим временем чтобы стать пилотом Ferrari, небольшие частные команды которых Энцо Ферари презрительно звал гаражистами получили в свое распоряжение новое, мощное, надежное и главное доступное оружие мотор Ford Cosworth DFV.
Двигатель который был разработан в мастерской Cosworth по заказу владельца лотуса Колина Чепмена изначально устанавливался только на машины Lotusно, но после года использования на лотусах двигатель стал доступен и всем желающим. Желающих оказалось достаточно. Мощность DFV приближалась к отметке в 500 лошадиных сил и конструкторам нужно было срочно придумать как удержать столь мощные машины на дороге. Cамое лучшее решение пришло в голову боссу лотуса Колина Чепмена. Чепман учился летать еще в университете и какое-то время даже служил в воздушных силах. Поэтому не понаслышке был знаком с достижениями науки аэродинамики. На гран-при Монако 1968-го года его болиды приехали с небольшими спойлерами по краям носа.
И большой загибающийся к верху накладками над двигателем которая придавала машине клиновидную форму.
Все эти аэродинамические устройства должны были прижимать машину к дороге, позволяя ей быстрее проходить повороты.И это принесло результат и Грэм Хилл на лотусе выиграл квалификацию и гонку. Чепман был не первым кто догадался оснастить машину аэродинамическими приспособлениями, но именно он стал пионером аэродинамики в гонках гран-при. Уже к следующему этапу в Бельгии разнообразными спойлерами, антикрыльями и закрылками ощетинились машины сразу нескольких команд. Открыв для себя пользу аэродинамики формула-1 изменилась навсегда. Антикрылья сделали машины быстрее и устойчивее но к сожалению не безопаснее.
продолжение в следующей статье..