Найти тему
soullaway soullaway

Вадим Казаченко. Культурное и самобытное явление 90-х.

Неоднократно я тут уже говорил, что отечественная поп музыка 90-х годов с моей точки зрения явление в чём-то уникальное и точно для меня привлекательное. Всё что создавалось тогда, не было ориентировано на запад. Никто из наших певцов всерьез не рассчитывал, что сможет добиться популярности в других странах. Первостепенным был наш местный потребитель и потому все песни делались без оглядки на мировую аудиторию. Просто сравните с тем, что происходит сейчас в музыкальном мире. Абсолютно вся музыка стала предсказуемой. Меняй язык у исполнителя, и никто не заметит подмены. Уже неважно на русском ли поют или на английском языке. Мир сузился из-за глобализации, которая катится своим катком по культуре всех стран.

С одной стороны, таким образом, упростились задачи перед певцами. Более того появились шансы добиться успеха где-нибудь в условной Франции или Америке. Главное создать красивый клип, а песня по большому счёту вторична, но для меня это как раз говорит о том, что теперь слушатель больше не является слушателем. Он теперь зритель.

Если попробовать припомнить какие песни выстреливали за последние несколько лет, то выйдет, что мы вспомним клипы, а не музыку. Можно взять хоть «Экспонат» от Шнура, хоть «Skibidi» от Little Big. Да, это знаковые клипы, но вспомнят ли сами песни оттуда через 10 лет? Что-то мне так не кажется. Убери видео, и нет никакого хита. Так устроен современный шоу бизнес. Всё стало сиюминутным и недолговечным. Тем и выигрышнее смотрится на фоне всеобщего засилья клипов песни из 90-х. Именно песни, потому как клипы 90-х я хоть и помню, но видеоряд в ту пору был вторичен. Важна была узнаваемая мелодия, и какая-то часть текста, которая обязательно цепляла. Играл немаловажную роль и голос. А так же интонации, манера исполнения и ещё куча деталей, которые работают без видео. Проще говоря, в 90-е песня всё ещё была песней. Её не сочиняли под видео. Сейчас, по-моему, происходит как раз наоборот. Придумывается клип, а уже потом к нему рождают песню.

-2

Для примера я решил взять сегодня Вадима Казаченко. Если абстрагироваться от его главного блокбастера о боли, то какие будут ассоциации с ним? У меня лично сразу же всплывают какие-то белые метелицы, жёлтые ночи вперемежку с такими же тюльпанами. Его лирический герой то рассматривает фотографии своей возлюбленной, то ищет её отражение в ночных окнах и всё размышляет о судьбе.

Поэзия, которая им использовалась, явно отсылает нас к Сергею Есенину. Такая же беспросветная грусть, неразделенная любовь и какие-то метания. Чего только стоит строчка – мне шальные сняться сны. А там ведь ещё и сердце бьётся в золотых сетях луны. И в итоге лирический герой и вовсе как демон на костре сгорает от пожара любви.

Забавно осознавать, но его песни ведь пользовались успехом и у так называемых блатных ребят. Казалось бы, лиричные тексты, написанные неплохим русским языком не должны их трогать, но трогали. Предположу, что здесь сказывалось советское образование и то что сеялось в детях на уроках русского языка и литературы потом находило созвучие в песнях того же Казаченко. Его лирика была им понятна и близка. Попробуй в 90-е годы кто-то включить Моргенштерна, и он бы получил, скорее всего, в бубен.

Нет, я не романтизирую 90-е годы. Ни в коем случае, но отрицать тот факт, что культурный запрос даже у представителей неинтеллектуальной прослойки общества был выше, чем сейчас, невозможно. И поскольку этот запрос удовлетворяли талантливые люди, то поэтому и спустя 30 лет где-то можно услышать те самые заветные строчки «Больно мне, больно».

-3

То чем занимается сейчас Вадим Казаченко, меня лично мало беспокоит. Я тут видел, его как-то показывали по телевизору и там рядом какие-то женщины о чём-то спорили. Что-то возмущенно доказывали, а он сидел с отсутствующим видом и, по-моему, откровенно скучал. Человек пел такие огромные и невероятные песни, а тут его тащат в какую-то жуткую бытовуху.

Для чего это нужно журналистам понятно. Рейтинги, обсуждения, но зачем Вадим-то ходит на эти телепередачи? Он был большой звездой и как ни странно, но его песни же и до сих пор неплохо звучат. Во всяком случае, лирика там убедительная и исполнение прекрасное. И он так и мог бы оставаться в памяти народа слезливым невеселым певцом из чьей-то юности, но нет. Зачем-то Казаченко начал ходить по всем этим передачам.

-4

Впрочем, как я и сказал мне нет дела до всего этого. Я и сейчас иногда могу с удовольствием включить что-нибудь из его старых песен. Как только накатывает ностальгия по юности, так и включаю. Ведь как ни крути, а он один из тех людей, которые сформировали культуру 90-х годов. Нашу родную, самобытную, непохожую ни на что культуру-то.

У меня же на сегодня всё. Спасибо вам за внимание и до новых встреч.