Найти тему
Еженедельник "Звезда"

«Пешки» выдающегося авиаконструктора

Пе-8 Владимира Михайловича Петлякова положил начало всей отечественной Дальней авиации, а его пикирующий Пе-2 занял место основного фронтового бомбардировщика Великой Отечественной войны.

Фото из архива
Фото из архива

По-началу путь именитого авиаконструктора к достижениям не был простым — на механический факультет поступить Владимир Петляков смог только со второй попытки. Но с учёбой пришлось повременить — нужна была помощь семье. Восстановившись на учёбе в МТУ (ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана) в 1917 году, он совмещал обучение с работой в аэродинамической лаборатории. В 1921 году стал лаборантом в ЦАГИ, а уже в 2022 году получил диплом инженера-механика.

Работая под началом Туполева, Петляков разработал проект моноплана с «металлическими элементами». Назвал его «АНТ» в честь своего руководителя. Следующий моноплан этой серии был уже цельнометаллическим. Петляков и Беляев отвечали за конструирование крыльев и сформировали свой способ расчёта их прочности, которым ещё долгие годы пользовались все КБ в стране. Следующим детищем стал разведчик-рекордсмен АНТ-3 (он же Р-3).

В своё время перед страной встал вопрос покупки самолётов, способных нести и сбрасывать боеприпасы. Первоначально предполагалось разместить соответствующий заказ в Англии, но там запросили слишком большую сумму и обозначили довольно большой срок исполнения. Для страны это оказалось плохим решением. В итоге бомбардировщик создавали собственными силами. Триумфатора отечественного самолётостроения — АНТ-4 - воплотили в жизнь за девять месяцев. Он получил название «Страна Советов».

Фото из архива
Фото из архива

После появления на свет этого самолёта конструктор Петляков был назначен ответственным за лётные испытания всех следующих разработок КБ. Работая над АНТ-6, Владимир Михайлович разработал конструкцию бензобака, которая была популярна и востребована ещё на протяжении многих лет. За создание же самого бомбардировщика, ставшего для страны основным, В.М. Петляков был награждён двумя орденами — Ленина и Красной Звезды.

Не без его участия был создан и гигант того времени — АНТ-20 «Максим Горький». Затем увидел свет АНТ-25 «РД», на котором были совершены два рекордных перелёта через северный полюс в США.

Но главным в судьбе конструктора стал АНТ-42 (ТБ-7, позднее Пе-8), предопределивший дальнейшее развитие этой отрасли авиации. На нём перелёт в Лондон и США через занятую противником территорию совершила в 1942 году советская делегация возглавляемая В.М. Молотовым. Как считается, те переговоры внесли значимый вклад в исход Второй мировой войны. И немалая роль в них досталась «пешке», члены экипажа которой по прошествии совсем небольшого количества времени был удостоены звания Герой Советского Союза.

Фото из архива
Фото из архива

Однако не всё с тем самолётом было гладко. Смежники сделали двигатель для него с опозданием и появился Пе-8 с нарушением сроков. Кому надо, сочли это обстоятельство преступным умыслом. Так в 1937 году В.М. Петляков оказался в СКБ-29 НКВД. Здесь в 1939 году был создан опытный двухмоторный истребитель «ВИ-100» («Сотка»). Позднее на его базе сконструировали скоростной Пе-2, который стал основным фронтовым советским бомбардировщиком. За это перепроектирование «Сотки» в 1940 году вся «бригада» Петлякова получила свободу, а сам конструктор в 1941 году удостоен Сталинской премии 1-й степени.

В 1942 году именитый авиаконструктор погиб в авиакатастрофе, но его «пешки» воевали до самой победы.

Больше информации по этой теме в материале Еженедельника "Звезда"