Ветеран ЦРУ Эван Лейк, вместо выхода на пенсию из-за неутешительного диагноза, по инициативе молодого сотрудника Милтона отправляется на свершение мести Мухаммеду Баниру, неизлечимо больному террористу, чьё имя произносится как мантра, покалечивший главному герою ухо, а впоследствии рассудок и карьеру.
"Умирающий свет" сам по себе очень среднего пошиба шпионский боевик с отличным актёрским дуэтом, пересыщенной голливудским лоском картинкой и изуродованной продюсерскими ручонками монтажной работой. Вместо типичной шредеровской истории о сломленном чем-либо герое, концентрирующий своё возмездие на конкретном источнике зла, мы получили вымученную сказку про неадекватную парочку, которая просто хочет убить террориста. Причём третий акт настолько летит кукухой, что включает в себя одну из самых бессмысленных и убогих перестрелок в кино. Без преувеличения.
Преисполнившись в своём гневе после своего триумфа с "Первой реформаторской" Шредер радикально переделал студийный огрызок с имеющимися DVD-изданием и всякими материалами, снимая экран и вернув первоначальную цветовую гамму. Так пускающий слюнки фильм "Умирающий свет" эволюционировал в "Тьму" - творческий манифест радикального драматурга, решившего поиграть с формализмом.
Из-за отсутствия полномочий, средств и должного материала Шредер в любом случае не смог бы слепить из своего сценария что-либо выдающееся, да и самая лучшая сцена была в обеих версиях (личный монолог героя Кейджа напрямую олицетворяет самого режиссёра, которому после 11 сентября несостоятельными кажутся ни политическая система, ни голливудская). Николас бывает показывает истинную натуру, хрюкая и смеясь попивая пиво, однако в большинстве хронометража находится в узде материала. Ельчин же и вовсе словно сбежал из фильма исполнительного продюсера "Умирающего света" - Рёфна - ведомый обстоятельствам и ведущий в неизвестность, умудряющийся выглядить достойно с гладким лицом и хриплым нуарным голосом.
И вместо простого нарративного расставления всех точек на Ё Шредер не стесняется доводить изображение до распада пикселей, трансформируя кино в цифровой ад. Болезненный тупняк главного героя из немых неловких сцен превратились в галлюциногенный поток монтажных экспериментов, а финал избавился от дурацкой перестрелки и столь же дурацкой смерти главного героя, погружая нас в течение сюрреалистических образов больного Америкой Эвана Лейка.
Таков катарсис обиженного системой творца, после катастрофы не опустившего руки, а даже поднявший их выше.
#jazz_your_mouth