Здравствуйте, дорогие друзья! Это шестой сборник заданий по повышению, «прокачке» писательского мастерства.
Мы живём не в мире, а в своем понимании мира, в своих представлениях о мире. Мы видим не других людей, а свои представления об этих людях; и они видят не нас, а свои представления о нас. Все эти представления не соответствуют тому, что есть на самом деле. Таким образом, мы видим вокруг себя не объективный мир, а исключительно наше субъективное его восприятие. И мы не можем залезть друг другу в головы, не можем узнать или понять мысли или чувства друг друга. Поэтому, чтобы не возникало недопонимания, всё должно быть сказано словами и, желательно, прямым текстом; не нужно требовать от других догадываться (и, скорее всего, догадки будут ошибочны). Но сказать именно то, что ты хочешь сказать – возможно, самое сложное, что есть в жизни! Мы думаем не словами, а образами, а наши чувства абсолютно очевидны для нас, и всё это очень трудно перевести в слова, тем более правильно понятные другим. Понимание другого – это как понимание иностранного языка, это как перевод с его языка на свой, абсолютно себе понятный язык, и этот перевод не может обойтись без потерь, и наша задача при общении – минимизировать эти потери. А художественный текст человек понимает тогда, когда он понимает ситуацию, описанную в этом тексте. И каким бы сложным ни был текст в идейном содержании, в его основе должна лежать простая, понятная ситуация.
6.1. Герой едет из пункта А в пункт Б по реально существующим местам. Путь не близкий, довольно долгий. В пути герою встречаются интересные промежуточные пункты, интересные люди. Подобные переезды, в частности, описывали Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» и Веничка Ерофеев «Москва – Петушки». Причем, если у Радищева основные истории происходят на остановках, то у Ерофеева – на перегонах между остановками. Опишите путешествие Вашего героя.
6.2. Традиционно курортный роман – это мимолетные отношения во время летнего отдыха на море. Но возможна и противоположная форма курортного романа – зимой, в горах, во время горнолыжного отдыха. Сначала они просто видятся на горе, потом перебрасываются несколькими словами, потом знакомятся, потом встречаются не только на горе, потом происходит что-то еще, а потом отдых заканчивается. Так как в горы редко ездят в одиночестве, трудности в общении могут составлять компании, с которыми приехали герои. Им и самим сразу понятно, что отношения бесперспективные – и она, и он живут в совсем разных городах, у каждого своя жизнь. Но эти несколько совместных дней оказали на них некоторое влияние. Напишите об этом историю.
6.3. Довольно простая семья занимается каким-то небольшим бизнесом. Это могут быть магазин (продуктовый или вещевой), аптека (в том числе народных средств лечения), гостиница, ресторан (кафе, бар, клуб), ремонт (прокат) автомобилей (шиномонтаж, автомойка), ферма (пасека, рыбное хозяйство, частный зоопарк), частный музей, частная заправочная станция (бензин, газ, керосин), тренажерный зал, бильярдная, очень специализированное издательство или редакция журнала и так далее. В общем, семья ведет какое-то небольшое семейное дело; это не просто, и не всегда легко свести концы с концами, не остаться в убытке, не попасть в долги. Напишите историю об этой семье и ее деле.
6.4. Конкретного понятия «культовый автомобиль» не существует (и не путайте его с понятием «классический автомобиль»). Но есть отдельные модели автомобилей, получившие особую известность в самых широких кругах, горячо любимые фанатами, с очень удачным и запоминающимся дизайном, производимые многие годы (пусть и с обновлением дизайна), обладающие душой. Примеры таких автомобилей – Ford Mustang, Ford F-150, Dodge Viper, Volkswagen Beetle, Porsche 911, Ferrari Testarossa, Mercedes-Benz G-класс (Geländewagen), ГАЗ-21, УАЗ-469 и так далее. Придумайте и опишите несуществующий культовый автомобиль.
6.5. Напишите рассказ по ситуации. Девушка и молодой человек знакомы буквально с детства, и ещё тогда они всем говорили, что они жених и невеста. Потом их общение прерывалось на несколько лет, а потом они встретились снова. У девушки с противоположным полом патологически не складывалось (и она потеряла веру), а у молодого человека были сначала вспыхнувшие, но быстро остывшие и потом, скорее, мучившие отношения с другой девушкой (и что-то как будто осталось, потому что камень из-за этого на душе у него висит). Возобновление отношений и первой девушке и молодому человеку, казалось бы, идет на пользу. Но вскоре на горизонте появляется третья девушка, проявляющая симпатию к молодому человеку (и внешне гораздо больше в его вкусе); кроме того, на дальнем плане есть знакомая-дурнушка молодого человека. Вторая девушка тоже никуда не делась, хотя у нее наметились новые отношения с иностранцем, приехавшим на довольно долгое время в страну. У первой девушки вскоре тоже появляется еще один вариант, бывший парень (или брат) лучшей подруги. Напишите обо всем этом историю.
6.6. Зувемби – опасное мистическое, кровожадное существо, являющееся результатом особого магического ритуала потерявшее свою личность, получившее способность гипнотизировать, заманивать к себе своих жертв. Зувемби могут становиться только женщины, они очень долго живут, не нуждаются в пище, а убивают только из-за абсолютной и неукротимой ненависти к людям. Впервые такое существо описано в рассказе Роберта Говарда «Голуби преисподней». Напишите свой рассказ о зувемби; обязательно расскажите о том, кем она была в прошлом, как и почему она стала зувемби.
6.7. Представьте, что к Вам обратился художник, который хочет нарисовать богов-олимпийцев из древнегреческих (древнеримских мифов) в современной одежде, в современном антураже. В совет богов входят 12 человек (по 6 каждого пола), и художник просит Вас в письменной форме четко и точно объяснить, описать, как должны выглядеть, во что должны быть одеты боги противоположного Вам пола. Соответственно, женщины описывают Зевса (Юпитера), Посейдона (Нептуна), Гефеста (Вулкана), Аполлона, Гермеса (Меркурия) и Ареса (Марса). Мужчины же описывают Геру (Юнону), Афину (Минерву), Деметру (Цереру), Афродиту (Венеру), Гестию (Весту) и Артемиду (Диану). Вне скобок приведены греческие имена; в скобках – римские соответствия. Помогите художнику, напишите эти описания.
6.8. Уже довольно давно нас пугают глобальным потеплением и изменением климата. Эти изменения постепенные, поэтому мы их практически не замечаем. А теперь представьте, что климат в России изменился очень резко, причем здесь возможны два варианта. Вариант первый – стало гораздо теплее, настало вечное лето; самая холодная в году температура теперь порядка 15 градусов тепла, вместо зимы и лета теперь, соответственно, сухой сезон и сезон обильных дождей. Вариант второй – стало гораздо холоднее, настала очень долгая зима (все-таки не вечная, так как даже на Северном полюсе летом бывают плюсовые температуры); самая высокая температура в году – не больше 10 градусов тепла, чаще – около нуля, и в любой момент может пойти снег; зимой, которая длится по 8 месяцев, постоянные морозы 35 градусов, сильный ветер и обильнейшие снегопады, засыпающие дома до уровня третьего этажа; летом бесконечный порядный день, зимой бесконечная полярная ночь. Выберете один из вариантов, и напишите рассказ о том, как живет Россия с резко изменившимся климатом.
6.9. В целом, конкуренция – это хорошо, потому что именно она заставляет совершенствоваться, чтобы превзойти соперника, хотя совершенствование может быть слишком долгим, сложным и тяжелым, дорогим, нервным, оно неминуемо приведет к потерям в чем-то другом, а, главное, его может не хватить! Таким образом, любое совершенствование может оказаться бесплодным, а победить жизненно необходимо. Поэтому ради победы можно пойти другим путем – попробовать устранить конкурента. Правда, если пытающегося это сделать поймают и вскроют весь замысел, и от дела могут отстранить, и выглядеть это будет очень не хорошо, не красиво. Но если план очень хитрый, то можно попробовать рискнуть. Напишите историю о придумывании и реализации такого хитрого плана, и о том, что из этого получилось (но никогда не делайте так в жизни).
6.10. Практически во всех городах России есть улицы со стандартными названиями, не имеющими прямого отношения к конкретному городу. Примеры таких названий – улица Ленина, Карла Маркса, Кирова, Дзержинского, Пушкина, Горького, Гагарина, такого-то количества лет Октября; а также Советская, Комсомольская, Революционная, Юбилейная, Олимпийская, Московская улица. Хотя в какой-то степени это удобно: улица Ленина всегда одна из главных, что позволяет догадаться, где важнейшая улица города. Кроме того, в США улицы многих городов глубинки названы по фамилиям первых президентов, так что советская модель уличной топонимики естественна. Не желая принизить значимость упомянутых исторических лиц или событий, не в рамках декоммунизации, не желая оскорбить чью-либо память или исказить историю, предложите новые названия улицам Вашего населенного пункта, чтобы улицы были названы именами людей, непосредственно связанных с Вашим населенным пунктом.
6.11. Напишите рассказ по ситуации. Девушка (ей 18 – 25 лет) живет одна в хорошей квартире в современном многоквартирном доме. У нее есть четыре подруги (причем одна существенно младше остальных), у каждой из которых есть ключи от квартиры этой девушки, и они могут приходить к ней в любое время и делать практически всё, что захотят (но без нанесения заметного ущерба). Подруги (зачастую независимо друг от друга) организуют в квартире тайные и не очень свидания, собирают большие тусовки, сбегают в квартиру от своих домашних и проблем, приходят просто на обед или ужин; когда у них отключают воду, приходят помыться; хранят в квартире какие-то свои вещи (в том числе очень секретные) и все прочее в таком духе. Владелица квартиры не против, она подругам доверяет, а иногда приходит домой в самый разгар действия или вскоре после его окончания, замечая, что что-то в квартире происходило. Напишите несколько историй о приключениях в этой общественной квартире.
6.12. В придуманной Вами стране (задание 2.2) идет серьезная борьба политических (и не только) партий и замышляется революция. В итоге страна раскалывается на два лагеря (если не больше). Распределите написанные Вами патриотические песни между революционными лагерями. Придумайте и запишите пароль, по которому начались революционные события. Опишите, как происходила революцию. Напишите историю о том, как она затронула семью (возможно, из задания 5.1).
6.13. Переведите оперную арию, причем так, чтобы ее можно было спеть под оригинальную музыку. Примеры произведений: ария Царицы ночи «Der Hölle Rache kocht in meinem Herzen» (Моцарт, «Волшебная флейта»); ария герцога Мантуанского «La donna è mobile» (Верди, «Риголетто»); ария графини «Je crains de lui parler la nuit» (Гретри/Чайковский, «Ричард Львиное сердце/Пиковая дама»); ария Каварадосси «E lucevan le stelle» (Пуччини, «Тоска»); ария Калафа «Nessun dorma» (Пуччини, «Турандот»).
6.14. Журналистское расследование – вид журналистики, посвященный итогам долговременного и планомерного изучения объекта публикации, с целью огласки информации (нередко скрытой) об этом объекте. Ведущий расследование честный журналист должен соблюдать нормы законодательства, а также принципы журналистской этики; в реальной жизни оба эти требования, к сожалению, журналистами нередко нарушаются. Наверняка Вам известны места, о которых фактически ничего не известно, кроме факта существования этих мест; о них нет (или практически нет) информации в Интернете; на этих местах нет информационных вывесок с информацией о том, что это за места, какие там находятся организации. Придумайте самую неожиданную и удивительную версию того, что находится в таком месте, и напишите псевдо-расследование на эту тему.
6.15.** Напишите стихотворение, после прочтения которого женщина не сможет не расплакаться, а мужчина раздраженно плюнет.
6.16.**** Прочитайте роман Джеймса Джойса «Улисс». Напишите 18 коротких зарисовок, объединенных общей темой, в стиле каждого из эпизодов романа. Дополнительный вопрос: опишите уровень развития человечества, культуры, цивилизации, при котором «Улисса» можно изучать в первом классе обычной школы.
6.17. Напишите рассказ по ситуации. Красивый и довольно обеспеченный парень П1 любит девушку Д1; ей это приятно, но она считает его только другом; у лучшего друга П1 – весельчака и безобидного проказника – непростые, но стабильные отношения с серьезной и временами нервной спортсменкой. Милашка и обаяшка, настоящая леди девушка Д1 любит парня П2; он в упор ее не замечает; лучшая подруга Д1 то ли не имеет объекта симпатии, то ли строит отношения с каким-то малознакомым остальным парнем, а в тайне поглядывает и на саму Д1. Туповатый, искренний, по-своему хороший парень П2 любит девушку Д2; она его ненавидит, но пользуется им, и такая возможность часто предоставляется; лучший друг П2 – музыкант и неформал, и ему тоже нравится Д2, но временами он пытается перехватить симпатию Д1. Роковая красотка с завышенной самооценкой и трудным, нервным характером Д2 любит парня П1; он ее посылает (иногда намёками, иногда открыто) и не знает, куда ему от нее деться; лучшая подруга Д2 тоже смотрит на парня П1, но разрывается между ним и влюбленным в нее интеллектуалом-математиком. Напишите рассказ о том, как развивались отношения героев, и что в итоге из всего этого получилось.
6.18. Основное правило игры в футбол: игра ведется любыми частями тела, кроме рук; в руки мяч может брать только вратарь в своей штрафной площади. Все остальное – это уже больше формальности, чем сущности, и от их изменения футбол не перестанет быть футболом. Следовательно, основное правило менять нельзя, прочие можно. Предложите свой, усовершенствованный вариант футбола.
6.19.*** Суффикс «-изм» при добавлении к существительному образует новое слово со значением идейного течения, направления мысли, стиля, характера действия и т.п. Придумайте и опишите свой собственный «-изм». Возможные примеры «-измов»: софологизм, айромизм, крейзизм, москвизм, учителелизм, зенитизм, сердизм, аоледизм, бланкиизм, смешизм, рюизм, недереизм, киссизм, астризм, йцукенизм, <Ваше имя>изм.
6.20.*** Версия для детей – упрощенная, сглаженная версия произведения, в которой убраны все откровенные и телесные, любовные, наиболее жуткие, а иногда философские и религиозные моменты, противоположность версии для взрослых. Подобным образом в Советском союзе были адаптированы для детей многие произведения классической европейской литературы. Напишите версию для детей романа маркиза де Сада «Жюстина, или Несчастная судьба добродетели», или повести Леопольда фон Захер-Мазоха «Венера в мехах», или романа Яна Потоцкого «Рукопись, найденная в Сарагосе», или романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» (одно произведение по выбору).
6.21.+ Тайное общество, рыцарский орден, а также мафия и даже всемогущественная спецслужба организованы примерно одинаково. Это негосударственная некоммерческая общественная организация избранных физических лиц, имеющая устав, атрибутику, ритуалы и традиции, организационную структуру, преследующая определенные цели и задачи и действующая ради осуществления этих целей. Так как организация активно действует, факт её существования не является тайной, но отдельным членам афишировать свое членство, как правило, не рекомендуется. В целом, такая организация должна создаваться с благотворительными и конструктивными целями (рыцарский орден); но многие подобные организацию создаются с откровенно деструктивными и преступными целями (мафия); хотя в условиях реальной жизни граница между целями не всегда очевидна. Внутренние правила этой организации для ее членов важнее внешних официальных писаных и не писаных законов. Организация имеет четкую иерархическую структуру с разными степенями членства. Членство в организации, как правило, пожизненное, и организация оказывает необходимую поддержку, дает и исполняет гарантии на будущее всем, кто с ней связан. Вступление в организацию длительное и сложное, а также постепенное и последовательное от ступени к ступени в иерархии с возможностью личностного роста. Членство в организации не является ни профессией, ни работой (кроме узкого круга высших руководителей); члены организации продолжают жить обычной жизнью с поправкой на членство в организации и участие в ее деятельности. Цели и задачи организации: изучение какого-либо вопроса, благотворительность и оказание какой-либо помощи каким-либо нуждающимся, самосовершенствование членов организации, взаимная поддержка между членами организации, объединение людей в сильную и дающую гарантии группу, борьба за достижение своих целей и воплощение в жизнь своих идеалов. Эта организация не должна быть просто профсоюзом, революционным подпольем или бандитским братством; эта организация должна создаваться из благих, конструктивных побуждений, но при этом стоит помнить, что благими намерениями вымощена дорога в ад. Предложите свою подобную организацию.
Прочие сборники заданий: