Здравствуйте, дорогие друзья! Это второй сборник заданий по повышению, «прокачке» писательского мастерства.
Жизнь богаче наших представлений о ней. И помимо прямых, непосредственных следствий наших действий могут быть еще косвенные, опосредованные, побочные следствия, причем об этой «побочке» мы часто даже не знаем. Но особенно интересны случаи, когда непосредственных следствий практически нет, зато очень много важных и ценных опосредованных следствий. Именно так, не зная (или в игровой форме) можно, если не научиться чему-то конкретному, то набрать общую силу, наработать практический опыт, а потом эти силу и опыт можно будет оттачивать, превращать в настоящее мастерство. Вероятно, это единственный путь достижения мастерства, когда сначала нарабатывается большой и бесформенный материал, который потом будет обрабатываться и превращаться в шедевр; а нет материала – нечего обрабатывать, и никакого мастерства при этом не достичь. Именно на наработку такого материалы и направлены предлагаемые Вам задания. Возможно, выполнение ни одного из них не станет Вашей шедевральной работой, но вы получите интересный и, если не непосредственно, то опосредованно полезный опыт.
2.1. Соревнования – способ определения сильнейшего по определенным правилам. Основа любых соревнований и состязаний – это правила, и выигрывать нужно по правилам (а в правилах практически всегда есть серая, неопределенная зона, использование которой зачастую и предоставляет преимущество, необходимое для победы). Что правилами не запрещено – то разрешено. Напишите регламент соревнований по бою подушками, или по банджи-джампинг-акробатике, или по принятию душа в полной темноте, или по какой-либо рабочей специальности (в частности, существуют соревнования лесорубов, но рабочих профессий гораздо больше) (один вид соревнований по выбору).
2.2. Придумайте страну. Напишите сборник из 10 и более патриотических песен этой страны. Примеры названий: «Наша вера, наша слава», «Небо над Родиной», «Восход над <Россией>», «Задание исполним», «Соколы <Сибири>», «Стража на <Волге>», «Цветок <Кавказа>», «Защитники <Москвы>», «Побеждай, <Россия>», «Земля славы и надежды», «Правда героев», «Знамя бессмертных», «В атаку, генерал!», «Песня Республики», «Общее дело», «Согласие», «Мужество», «Молитва солдата», «Дорога Победы», «Конфедерация», «Преодоление», «Гражданский фронт», «Навеки родная», «Бело-синие цвета», «Гром орудий», «Счастливый город», «В пульсе утра», «Память предков», «Матерям и отцам <России>», «Благодарствие», «Путь бойца», «Приветствие Родине», «Решительный бой», «Золотое солнце», «Великолепные солдаты» и так далее. Названия в угловых скобках нужно заменить на соответствующие названия придуманной Вами страны. Отдельно отметьте, какая песня является гимном страны, какая – гимном молодежного союза, какая – позывным национального радио.
2.3. Веселая молодежная компания (примерно от 4 до 12 человек) снимает на неделю гостевой дом в каком-то интересном историческом городе России. Такое возможно только в случае генеральского решения одного-единственного организатора, который планирует всю поездку (остальные только сдают нужную сумму денег), так как иначе договориться практически невозможно. Но при этом организатор может не быть лидером компании. У каждого участника поездки свои цели: кто-то хочет отдохнуть и погулять; кто-то – сменить обстановку; кто-то едет из-за того, что поехал какой-то другой человек; кто-то – завязать с кем-то отношения. В итоге они проводят в гостевом доме семь дней и шесть ночей. Разумеется, не обходится без споров, конфликтов, примирений, слез, смеха, разделения на более мелкие группы, противостояний, надежд, разочарований… И не факт, что все проходит так, как было запланировано. Рассказ должен состоять минимум из 7 частей, каждая из которых посвящена отдельному дню; допускается и большее количество частей с дроблением дней и ночей на части. Исторический город должен быть достаточно хорошо описан, действие должно происходить на его фоне; это Суздаль, или Плёс, или Торжок, или Тотьма, или Чердынь (любой город по выбору).
2.4. Напишите рассказ по ситуации. У компании, знакомой друг с другом с детства, есть давняя традиция очень раннего открытия купального сезона (в мае, если не в апреле). Просто окунуться в еще ледяную воду – это уже считается открытием. И вот приходит очередная весна, и время открывать купальный сезон. Напишите рассказ о том, как в этом году проходило открытие, и какие моменты вспоминались из прошлых таких же открытий.
2.5. Существует фраза «Дом, который построил Джек», на которую в дальнейшем нанизывается (надстраиваются) все большие и большие продолжения, каждое из которых включает весь предыдущий текст. Придумайте свою подобную фразу и произведите на нее порядка 20 нанизываний.
2.6. Вспомните какое-нибудь известное строение. Напишите производственную историю о том, какие люди и как его строили. Примеры строений: Эйфелева башня, Бруклинский мост, Тадж-Махал, Запретный город, Церковь Покрова на Нерли, Стоунхендж, Мачу-Пикчу, Египетские пирамиды…
2.7. В романе Джорджа Оруэлла «1984» Уинстон Смит придумал и буквально из воздуха соткал товарища Огилви – никогда не существовавшего в действительности идеального представителя системы. Придумайте и опишите такого же идеального представителя современности.
2.8.* Театральное действие разворачивается на сцене, ограниченной сзади и по бокам и открытой в зрительный зал. Четвёртая стена – воображаемая стена между актерами и зрителями, а в более общем понимании – воображаемая граница между вымышленным миром и зрителями (наблюдателями). Разрушение четвертой стены – обращение непосредственно к зрителям со сцены или экрана (либо момент осознания персонажами, что они вымышленные и/или на них смотрят зрители), что позволяет аудитории глубже погрузиться в вымышленный мир и поверить в реальность происходящего. Термин «пятая стена» предлагался, но не был точно определен и широкого распространения не получил. Предложите и опишите свою версию термина «разрушение пятой стены» («пятая стена»), или «разрушение третьей стены» («третья стена») (любой термин по выбору).
2.9. Напишите рассказ по ситуации. Небольшая компания верных друзей идет гулять куда-то далеко и заходит в какое-то глухое место, где давно никто не был, и случайно замечает там что-то, что оказывается брошенным автомобилем с огромным количеством денег внутри. Так как автомобиль явно стоит там очень давно, компания решает забрать себе деньги, что они и делают. Но как разделить деньги? И где их спрятать? И тратить их сразу, или подождать какое-то время? Как не вызвать никаких подозрений ни в чем? А, может быть, друзья и не задаются такими вопросами. Напишите рассказ о том, как все это происходило, и что в итоге из всего этого получилось.
2.10. Правила перемещения во времени. 1. Вы задаете срок, на который вы перемещаетесь в другое время; минимальный срок – 1 час, максимальный срок не ограничен. 2. Время, израсходованное на путешествие, зачитывается во времени путешественника; то есть ушедший в другое время на 10 дней, вернется в свое время тоже через 10 дней. 3. Все изменения, произошедшие с путешественником в другом времени сохраняются; а погибший в другом времени, сразу же перебрасывается погибшим в своё времени. 4. В другом времени нельзя, нет никакой возможности встретиться с собой. 5. В однажды посещенное время нельзя переместиться во второй раз. Исходя из этих правил, напишите рассказ о путешествии во времени.
2.11. Напишите авторизированный пересказ рассказа Ги де Мопассана «Ожерелье», или рассказа Антона Павловича Чехова «Душечка», или рассказа Амброса Бирса «Случай на мосту через Совиный ручей», или рассказа Франца Кафки «В исправительной колонии» (одно произведение по выбору).
2.12. Прослушайте сборник аудиозаписей «Голоса, зазвучавшие вновь». Запишите Ваши ощущения и чувства от того, что Вы слышите. Чем, на Ваш взгляд, ценно и интересно авторское чтение? Запишите на диктофон чтение собственных текстов, прослушайте их и, в случае необходимости, внесите в тексты улучшения.
2.13. Если человек хочет стать художником, музыкантом или актером, он идет в соответствующий вуз; а если человек хочет стать писателем – тоже. Но на практике оказывается, что подавляющее большинство выпускников литературных вузов или филологических факультетов или становятся посредственными писателями, или не пишут вовсе. Это связано с тем, что художник, музыкант или актер воспроизводят, копируют мир, и именно этому учат в литературных вузах, а писатель должен создавать, творить мир. Получается, что писателю, в отличие от остальных творческих специальностей, образование не помогает, а мешает! Куда же пойти учиться, чтобы иметь возможность стать писателем, чтобы образование не мешало творческому развитию писателя?
2.14. Напишите рассказ по ситуации. У девушки в стиле «настоящая леди» срывается летняя поездка на юг на море с мамой. Вместо этого ее отправляют в большое автомобильное путешествие с отцом, его друзьями и их многочисленными сыновьями, а также с еще одной девушкой в стиле «оторва с нашего двора», которая раньше очень хотела ездить, но ее не брали, так как компания была чисто мужской. Для компании такое путешествие традиционное, но две девочки с ними впервые, что вносит довольно значительные изменения в привычный отдых. Так как компания едет на машинах, в поездке нет места алкоголю, но есть место ночевкам в палатке, посиделкам у костра, рыбалке, охоте, купанию, бане из пленки и горячих камней, осмотру достопримечательностей, прогулкам с металлоискателем и так далее. Напишите историю о том, как проходила эта поездка, ставшая для всех, несмотря на традиционность, очень неожиданным и интересным опытом.
2.15. Напишите стихотворение о природе на тему «Весенний вечер», или «Летняя ночь», или «Осеннее утро», или «Зимний день» (любая тема по выбору).
2.16. Прочитайте сборник сказок Вильгельма Гауфа и сборник Николая Васильевича Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Обратите внимание, что Гауф никогда не был на Востоке, а Гоголь – в украинской деревне (в сознательном возрасте); созданные ими произведения написаны почти целиком на творческой интуиции. Напишите подобный сборник сказок или рассказов с национальным колоритом (этнос, культура и время по выбору).
2.17. Существует много черт личности и моральных качеств – хороших и плохих (но стоит помнить, что сам для себя человек хорош практически всегда). Среди этих черт и качеств: преданность, авантюризм, нарциссизм, тщеславие, дерзость, жестокость, трудоголизм, педантичность, оптимизм, пессимизм, конформизм, застенчивость, похоть, трусость, алчность, мужество, терпение, пунктуальность, флегматичность, целомудрие, инфантилизм, фанатизм и многое другое. Таких черт и качеств много, четких границ между ними нет, иногда одно можно принять за другое. Опишите психологию, объясните мотивацию, расскажите об ощущениях и чувствах яркого представителя одной из черт или качеств характера – почем этот человек именно такой, почему он не может быть другим.
2.18. Предложите принцип (принципы) и, исходя из него, выделите на теле (разделите тело) человека на несколько зон разного цвета, не менее чем на три зоны – например, зеленую, жёлтую и красную, или белую, серую и черную.
2.19. Представьте, что Вы журналист и берете интервью у какого-либо известного человека (или просто ведете с ним беседу), причем крайне желательно указать конкретного известного человека. Напишите полный текст этого интервью – и Ваши вопросы и ответы Вашего собеседника. (И создается у меня впечатление, что многие интервью со «звездами» делаются именно так; или просто большинство вопросов и ответов естественны, очевидны и стереотипны).
2.20.** Пародия – произведение, созданное по мотивам какого-либо известного произведения, ставящее целью, как правило, создание комического или эффекта. При этом пародия не должна порочить честь и достоинство оригинального произведения и его автора. Кроме того, многие высококачественные пародии получили собственную большую известность, а их связь с пародируемым произведением не всегда очевидна. Напишите пародию на повесть Алана Александра Милна «Винни-Пух» (при этом не забудьте воспользоваться комментарием Вадима Руднева), или на роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея», или на рассказ Джорджа Оруэлла «Скотный двор», или на повесть Льва Николаевича Толстого «Холстомер» (одно произведение по выбору).
2.21.+ Одни музыкальные коллективы собираются по дружбе их участников, они сами решают, как и что им играть, в какую сторону развивать свое творчество, которое они делают сами; как правило, так собирались рок-группы. Другие музыкальные коллективы набираются по кастингу, творческой инициативы у них нет, за них все решают менеджеры и продюсеры, а песни им пишут по заказу; как правило, так организовывались поп-группы. Первые настроены на творческий успех и самовыражение, а коммерческий успех для них вторичен (они могут существовать и без него); тогда как вторые (иногда вообще без самовыражения и творческого начала) заточены именно на коммерческий успех (который может и не прийти). Первые движутся, скорее, интуитивно; в основе вторых (не всегда, но часто) лежит определенная концепция, хорошо известная продюсерам и менеджерам (да и самим музыкантам, наверное, тоже). В целом, нельзя сказать, что первые лучше, а вторые хуже; иногда первые оказываются бессмысленными пустышками, а иногда вторые создают шедевры и оказывают колоссальное влияние на культуру; успеха добиваются лишь редкие. Придумайте и опишите свою концепцию поп-группы.
Прочие сборники заданий: