Зачем ребенку идти в детский сад?
Безусловно, это про взаимодействие в обществе, установка социальных связей с другими людьми.
Поведение детей при родителях отличается от того поведения, которое дети демонстрируют, когда их нет рядом. Мама и папа не всегда будут рядом.
Еще образование, но при желании родители его могут обеспечить и самостоятельно.
В детском саду ребенок сталкивается с абсолютно разными детьми (они могут быть совершенно не похожими на вашего) и разными ситуациями (в том числе конфликтными).
В саду дети начинают взаимодействовать с другими детьми и учатся:
- защищать свои интересы,
- идти на уступки,
- договариваться,
- дружить,
- расставаться с родителями,
- призывать на помощь взрослого.
И наконец, данный опыт дает маме возможность развенчать миф о собственной незаменимости.
Детский сад – важная ступень перед тем, как ребенок пойдет в школу. Если детский сад еще можно прогулять, то школу все-таки нет. Детям, которые хотя бы год ходили в сад, гораздо проще адаптироваться к школе. Им не придется тратиться первый класс на принятие новых жизненных реалий.
До того, как ребенок пошел в сад
(за 2 месяца)
Первая истерика у ребенка в саду – серьезная проверка мамы на прочность. Помните, дети хоть и маленькие, но еще те манипуляторы.
Наша с вами задача помочь ребенку пережить этот период.
Как правило, основная причина сложности в адаптации к детскому саду - отсутствие ранее опыта общения с другими чужими людьми. Когда круг общения ребенка: мама-папа-бабушка-няня.
Проще будет тем мамам, которые уже могут оставить ребенка с бабушкой, папой или кем-то еще на некоторое время.
Сказки про садик
Начните читать ребенку сказки про садик, рассказывайте ему истории о том, как там. Обязательно проговаривайте, что детей туда приводят, а потом всегда забирают.
Игры про садик
Проиграйте с ребенком полный режим в саду. Возьмите игрушки и начинайте ролевые игры, где есть дети, воспитатели и обязательно родители. Игрушки должны позавтракать, погулять, пообедать, убрать игрушки, помыть ручки, сходить в туалет и пр. Дети должны понять, что в садике придется ни только играть и гулять, но и выполнять какие-то просьбы воспитателя.
Базовые навыки
Приучить ребенка мыть ручки, вытирать ротик, застегнуть сандали, снять кофту, убрать игрушки. Чтобы для ребенка подобные просьбы воспитателя не были шоком и принуждением.
Режим
Заранее постарайтесь подстроить режим ребенка под режим сада (подъем, еда, прогулки, сон),
Погуляйте у садика, познакомьте ребенка с ним. Обратите его внимание, что всех детей забирают.
Ребенок пошел в сад
Самое важное – не оставляйте ребенка сразу на весь день.
Как правило, на весь день психологически ребенок готов остаться через 3-4 недели. Заболели/уехали в отпуск – тоже самое (отсчитываем заново). Если резко оставить ребенка в саду на весь день можно получить сильную тревогу, истерики и дальнейшую психосоматику.
На 4 неделе можно оставить ребенка на дневной сон. Обязательно расскажите ему и о том, когда точно его заберете (после полдника, например).
Возьмите любимую игрушку с собой. Желательно не мягкую (не плюшевую), такую скорее всего попросят оставить в шкафчике (covid).
Всегда прощайтесь с ребенком (не убегайте пока он не видит!) и говорите, когда конкретно его заберете (после прогулки, как ты проснешься, как ты пообедаешь).
Спрашивайте, как прошел день (что понравилось, что огорчило, что было смешного и пр.). Расскажите, как прошел ваш, расскажите, что делали и как тоже скучали.
Не акцентируйте внимание: «А ты покушал? А что ты кушал?». Иначе может сложиться впечатление, что он туда ходит только за этим. А как кормят в саду детей мы знаем.
Дома продолжайте играть в садик, посмотрите, как он играет роль воспитателя, как ведут себя там дети. Посмотрите кого он выберет в роли воспитателя (зайка или волк).
Не перегружайте ребенка кружками, не стоит сразу записывать его на футбол, музыку и английский. Нервная система может не справиться. Исключите дополнительные занятие хотя бы на первые 3-4 месяца (оптимально 6 месяцев).
Если ребенок возвращается из сада и уходит тихо играть с игрушками один, дайте ему это время, чтобы восстановить силы. Его день был очень насыщенным, в нем было много людей. Вспомните себя, мы тоже устаем от большого количества людей, что уже говорить про ребенка.
Реакция воспитателя может быть разной на ваше желание сделать мягкую адаптацию ребенку. Не нужно ему ничего доказывать, вы, как мама лучше знаете своего ребенка и как для него лучше. Продолжайте то, что считаете правильным.
Если планируете какое-то мероприятие (зоопарк, парк развлечений, ДР, театр и т.д.) – лучше в этот день пропустить сад. Не перегружайте нервную систему.
Отходить 5 дней подряд в сад бывает сложно, можно четверг и/или пятницу сделать выходными или забирать раньше (смотрите по ребенку).
Адаптация к саду в среднем занимает 3-4 месяца. Вероятнее всего у ребенка будут слезы – не пугайтесь. Подобная разлука для него сопровождается обоснованной тревогой, ему страшно, и он будет скучать по маме. Слезы вполне естественная реакция.
Не стоит пугаться и тут же забирать его домой. В этом мире много разных моментов, где бывает грустно.
Научите его справляться с ними. Поддержите его, помогите как можно мягче пройти этот этап.
Всем ли нужен детский сад?
Нет. Хочу отметить, что не каждому ребенку показан сад.
Могут быть индивидуальные особенности.
- Ребенок с особым типом нервной системы. От такого ребенка не стоит требоваться влиться в коллектив на уровне со всеми. Тут стоит подключить психолога и решить вместе с ним этот вопрос.
- Ребенок в состоянии острого горя (утрата родителя или серьезная болезнь). Желательно отложить на 8-12 месяцев.
- Ребенок в состоянии стресса (развод, родители разъехались, переезд, рождение/усыновление еще одного ребенка). Отложите минимум на 6 месяцев.
Родителю важно самому быть уверенным в необходимости сада. Если такой уверенности нет – это мучение и для него, и для ребенка.
Ответьте себе на вопрос «для чего?», а не на вопрос «почему?» (надо выходить на работу, устала и хочу отдохнуть). Так мы видим цель, а не средство.
Не стесняйтесь обращаться к психологу. Он есть в каждом саду, попросите его понаблюдать, если вам тревожно. В некоторых случаях ребенка можно перевести в другую группу (другой воспитатель).
Желаю всем легкой адаптации! Пишите и делитесь опытом!
Ваш психолог, Ирина Вайсман
https://www.instagram.com/irinawaisman/?hl=ru