Очень часто от собственников бизнеса слышишь такое высказывание: «Они ничего не хотят, ходят на работу только из-за зарплаты. Как только рабочий день закончился — сразу все ушли. Почему они не думают о компании?». И, действительно, почему же сотрудники не думают и не переживают о компании? На этот вопрос есть два ответа:
- Мышление собственника (предпринимателя) отличается от мышления наемного сотрудника. В первом случае компания воспринимается, как родной ребёнок, которого нужно растить, во-втором случае компания — это работа, которая приносит финансовое благополучие.
- А что вы дали своим сотрудникам кроме зарплаты?
Одним из методов мотивации персонала является чувство сопричастности. Когда все сотрудники компании объединены одним общим делом. И здесь недостаточно говорить на общих собраниях, что все вы делаете одно общее дело. Особенно это неуместно звучит сразу до или после фраз о снижении или росте прибыли компании и прочих подобных финансовых показателях. Помните — в сознании сотрудника прибыль компании — величина, его не волнующая. Она волнует вас как собственника, а работника волнует только его заработная плата.
Для выработки чувства сопричастности в компании необходимо иметь стратегическую цель, которую должны знать все работники, а также миссию компании — то, ради чего компания существует.
К сожалению, сейчас слова «стратегия», «стратегическая цель», «миссия» стали настолько затертыми, что вызывают чаще скептическую улыбку, чем одобрение. Но именно миссия компании позволяет каждому понять, что бизнес создан ради благой цели, а не только ради финансового благополучия собственника (хотя и для этого тоже).
Миссия компании должна быть емкой, понятной и мотивирующей к свершениям. Согласитесь, гораздо интереснее работать в компании, где ты не только получаешь свои деньги, но где есть еще и смысл, ради которого ты это делаешь. Иногда миссию компании путают с целью и прописывают ее в ключе «мы должны стать», или «быть лучшей на рынке» и т.д. Это все цели, миссия должна отвечать на вопрос «Зачем»?
Я понимаю, что сразу сочинить хорошую миссию, которая бы сплачивала и вела людей на трудовые подвиги, достаточно сложно. Поэтому я предлагаю на начальном этапе использовать другой инструмент — мантру. Этот инструмент предложил евангелист компании Apple Гай Кавасаки в своей книге The art of the start. Почему мантра? Она короче, она понятна и в ней есть движение. К примеру, миссия компании Nike «Создавать инновации и дарить вдохновение всем атлетам мира», при этом мантра компании звучит так — “Все для настоящего спорта”. Согласитесь, помнить такую мантру и понимать, для чего ты работаешь, очень просто и легко. А главное, мантра очень быстро войдёт в сознание всех сотрудников компании. Разработав и внедрив мантру, вам будет проще вывести из неё миссию компании.
И помните, прежде, чем ждать от сотрудников единения, сформулируйте миссию компании и транслируйте ее везде. Только тогда компанию перестанут воспринимать, как источник выплат, и вы найдёте в лицах ваших работников верных союзников.