3,6K подписчиков

Нижегородская компания возрождает производство мини-субмарины

1,8K прочитали
В 90-х в Нижнем Новгороде собрали, но так и не выпустили в мир подводное судно «Марина». В 2021 году производство аппарата решили перезапустить.

В 90-х в Нижнем Новгороде собрали, но так и не выпустили в мир подводное судно «Марина». В 2021 году производство аппарата решили перезапустить. За 25 лет технологии шагнули вперед, но идея не потеряла актуальности. Команда участвует в Архипелаге 2121, чтобы услышать мнение экспертов, протестировать жизнеспособность продукта и выпустить судно, которое будут использовать промышленные предприятия и курорты России и мира. Лидер команды Виктор Растеряев рассказал о субмарине.

«Марине» 25 лет

Мой отец Вячеслав Растеряев возглавляет группу компаний «Нижегородский Дом». Раньше мы занимались стройкой и производили стройматериалы. В 1996 году инвестировали разработку подводного аппарата. В процессе участвовали специалисты заводов «Красное Сормово», «Волга», «Дзержинское оргстекло». Судно отец назвал в честь моей сестры Марины.

К 2000 году первый экземпляр подводного аппарата «Марина» был полностью готов и прошел испытания на Черном море. Мы намеревались выводить его на рынок, но, к сожалению, компания, которая собирала модель, закрылась, и работу до конца так и не довели.

Последнее время мы занимались в основном арендой. Нам нужно было освободить помещение, в котором пылилось судно.

Ради любопытства мы решили подключить подлодку. Оказалось, что судно работает — все системы, несмотря на почти четверть века простоя, исправны. Мы сочли, что это знак, и решили запустить проект в коммерческое использование. Теперь сборкой и производством руковожу я.

Поскольку юридическое лицо давно ликвидировали и объект нам достался без документации, нам приходится тратить много сил и времени, чтобы восстановить эти бумаги. Например, сейчас оцифровываем чертежи с готового промышленного образца.

В 90-х в Нижнем Новгороде собрали, но так и не выпустили в мир подводное судно «Марина». В 2021 году производство аппарата решили перезапустить.-2

Характеристики судна

Водоизмещение: надводное — 3,30 м3, подводное — 7,47 м3.

Габариты: длина — 4,5 м, ширина — 2,48 м, высота — 1,78 м.

Вес в базовой комплектации — 2800 кг.

Глубина погружения: эксплуатационная — 50 м, предельная — 100 м, расчетная — 125 м.

Скорость подводного хода: максимальная — 5,2 км/ч, экскурсионная — 1–2 км/ч, вертикальная — 0,75 км/ч.

В 90-х в Нижнем Новгороде собрали, но так и не выпустили в мир подводное судно «Марина». В 2021 году производство аппарата решили перезапустить.-3
В 90-х в Нижнем Новгороде собрали, но так и не выпустили в мир подводное судно «Марина». В 2021 году производство аппарата решили перезапустить.-4

Устройство подлодки

Как у любого подводного аппарата, у «Марины» есть легкий корпус, который создает внешний вид модели, и прочный корпус, в котором поддерживается атмосферное давление. Прочный корпус состоит из двух полусфер. Верхняя выполнена из органического стекла. Нижняя — из алюминия.

Система жизнеобеспечения пилота и пассажиров удаляет углекислый газ с помощью химического известкового поглотителя и подает воздух из баллонов высокого давления. Она позволяет использовать подводный автомобиль непрерывно в течение 8–12 часов.

Для аварийных случаев на борту размещены дополнительные запасы кислорода, известкового поглотителя, воды и пищи, которые, в зависимости от их комплектации, позволят экипажу безопасно провести под водой в общей сложности до 12–24 часов.

Управление у «Марины» простое: вперед-назад-влево-вправо — с помощью джойстика. Чтобы лодка погрузилась, цистерны заполняют водой, а чтобы поднялась на поверхность — вытесняют воду сжатым воздухом из баллонов.

Корпус сделан из материалов, которые выдерживают воздействие соленой воды: морского алюминия, пластика и органического стекла
Корпус сделан из материалов, которые выдерживают воздействие соленой воды: морского алюминия, пластика и органического стекла

Аппарат для обследований техники

В первую очередь «Марину» создавали для промышленных задач: обследовать прибрежный шельф, осматривать сооружения, контролировать выполнение подводно-технических работ.

Аппарат может опускаться на глубину до 100 м, чтобы обследовать подводные конструкции. Сейчас такие осмотры проводят профессиональные аквалангисты, которые фиксируют объекты на видеокамеру, чтобы дальше передать специалистам. Благодаря «Марине» к объектам могут спускаться сами эксперты.

Схожие аппараты делают пока только в Нидерландах, и они стоят в разы дороже.

Судно свободно помещается в прицеп для лодок, поэтому «Марину» будет удобно транспортировать из воды с помощью лебедки
Судно свободно помещается в прицеп для лодок, поэтому «Марину» будет удобно транспортировать из воды с помощью лебедки

Субмарина для подводных экскурсий

Голландский C-Explorer 3 для троих пассажиров стоит от 2,4 млн долларов. Цена нашей мини-субмарины не превысит 250 тысяч долларов, а когда выйдем на серийное производство — будет еще ниже.

На борту нет сложной электроники. Оператор контролирует процессы погружения и всплытия даже в аварийной ситуации

Габариты судна позволяют перемещать его на обычном прицепе по дорогам общего назначения. Аппарат можно будет опускать в воду прямо с прицепа. Такая мобильность делает подлодку интересной для туристической отрасли.

Пассажиры находятся в замкнутой сфере, которая держит внутри атмосферное давление. Чтобы плавать в «Марине», не нужно быть подготовленным дайвером. Даже люди с ограничениями здоровья смогут посмотреть подводные красоты.

Какой будет подлодка после модернизации

Одна из причин, почему мы задумались над воскрешением аппарата, — это прогресс. Технологии шагнули вперед, и мы можем сделать подлодку лучше, чем это было возможно 25 лет назад.

Мы хотим сделать аппарат более продвинутым за счет новых энергетических установок. Экскурсионная скорость «Марины» — 0,5–1,0 узлов, это примерно 1–2 км/ч. Двигаться быстрее в данном случае не так важно, поскольку пассажиры должны успевать рассматривать морскую флору и фауну, а скорость — это расход батарей.

Сейчас на подлодке стоит батарея на базе свинцово-кислотных аккумуляторов емкостью 570 Ач. Ее хватает примерно на 6–8 часов. А потом еще 12 часов зарядки — это не очень привлекательно для туризма, аппарат не будет окупаться.

Мы хотим заменить ее на литий-ионный аккумулятор. Время нахождения аппарата под водой увеличится в разы, а время зарядки сократится. Конкретные характеристики новой батареи пока не раскрываем.

Мы используем практически все комплектующие отечественного производства. Только аккумуляторные установки импортные. В свое время для нашего аппарата двигатели изготовило ФГУП «НПО „Винт“». Они ушли на крупные изделия для северного морского флота, поэтому с нужными нам объемами вряд ли будут работать. К сожалению, данное направление для гражданских катеров, лодок и яхт в России не очень развито, поэтому придется обратиться к Китаю.

Два года назад мы участвовали в форуме «Глобальное технологическое лидерство». После этого я стал отслеживать календарь Leader-ID. Мы решили участвовать в Архипелаге 2121, чтобы протестировать наш продукт, узнать экспертное мнение, есть ли на него перспективный спрос, построить траекторию развития и прокачать проект. У нас в планах выход на международный рынок — нужен взгляд извне.

В 2000-х мы проводили испытания на Черном море. Сейчас производим замену резиновых уплотнителей и силовых кабелей, и в августе начнем демонстрационные погружения.