Единые обязательные требования к работающим в автоматическом режиме СТС (дорожные камеры), к правилам их применения, а также к материалам фото- и киносъемки, видеозаписи, полученным с использованием указанных средств, на данный момент отсутствуют, что создает практические трудности при реализации предусмотренного КоАП особого порядка привлечения к административной ответственности, а также влечет дополнительные поводы для недовольства граждан работой контрольно-надзорных органов.
А.А. Турчак, А.А. Клишас, И.В. Рукавишникова. Сенаторы Совета Федерации
И снова рубрика «новое в законодательстве». Ведь, как известно, в РФ законодательство не стоит на месте и постоянно совершенствуется (?).
На этот раз в правительстве решили, что водители не обеспечены гарантиями законности и обоснованности привлечения к штрафам за совершение правонарушений, что фиксируют дорожные камеры. Бороться решили своими методами.
Итак, обо всем по порядку.
Инициаторы
Инициаторами проекта выступают 3 сенатора Совета Федерации Федерального Собрания РФ:
- Андрей Анатольевич Турчак
Первый заместитель председателя Совета Федерации. Представитель Псковской области. Наделен полномочиями 02 ноября 2017 года, срок до сентября 2021 года;
- Андрей Александрович Клишас
Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству. Представитель Красноярского края. Наделен полномочиями 19 марта 2012 года, срок до сентября 2023 года;
- Ирина Валерьевна Рукавишникова
Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству. Представитель Ростовской области. Наделена полномочиями 15 сентября 2018 года, срок до сентября 2023 года.
С чего все началось?
Что такое дорожные камеры, знают все.
Не все знают, что они называются - специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, которые работают в автоматическом режиме, но это и не нужно. Дорожная камера, и достаточно.
Так вот, при фиксации дорожными камерами правонарушений в области дорожного движения (например, превышение скорости, обгон в неположенном месте, проезд на красный и т.д.) используется особый порядок привлечения к административной ответственности: протокол не составляется, постановление по делу выносится без участия водителя или собственника автомобиля. О наложении штрафа собственник автомобиля узнает, получив копию постановления.
Для минимизации ошибок и выявления погрешностей при вынесении постановления по зафиксированному правонарушению предусмотрена оценка полученных данных должностным лицом. Но это только в теории, на практике практически никто не утруждается.
Что предлагают сенаторы?
Немного статистики
Сенаторы подсчитали, что в 2020 году насчитывалось примерно 19,3 тыс. дорожных камер. С их помощью в отношении собственников транспортных средств вынесено 14,5 млн. постановлений. Сумма назначенных штрафов составила около 94 млрд. рублей.
Но, также сенаторы подсчитали, что десятки тысяч водителей (конкретная цифра) были вынуждены обжаловать вынесенные постановления ввиду фактического отсутствия событий правонарушения, при этом испытывая сложности в доказывании отсутствия своей вины по причине отсутствия сведений о неправильной работе дорожной камеры.
Единых обязательных требований к работающим в автоматическом режиме дорожным камерам нет (цитата сенаторов на этот счет в начале статьи).
Сама информация о местах установки дорожных камер находится в открытом доступе на интерактивной карте сайта Госавтоинспекции (кому интересно, это здесь). По общему правилу выбор мест установки дорожных камер проводится на основании анализа аварийности на участках автомобильных дорог с высокой вероятностью ДТП (или где попало на хороших дорогах ловить на скорость).
Поэтому сенаторы предлагают нормативно закрепить требования к порядку размещения дорожных камер и информирования о местах их размещения. А также установить обязательные требования к порядку обработки, хранения и направления полученной информации с дорожных камер. Устанавливать требования и порядок будет Правительство РФ.
По словам сенаторов, наличие таких требований исключит возможность использования получаемой с помощью дорожных камер информации для целей, не связанных с осуществлением производства по делам об административных правонарушениях. Простыми словами, если при фиксации нарушения не были соблюдены обязательные требования к дорожным камерам, то от наказания освободят.
Информация по законопроекту:
- 19 мая 2021 года проект закона направлен в Правительство РФ;
- 30 июня 2021 года Правительство РФ поддержало законопроект;
- 06 июля 2021 года законопроект внесен в Государственную Думу.
По установленному порядку в Государственной Думе законопроект должен пройти обсуждение (так называемое чтение), при наличии разногласий может быть проведено до трех чтений.
Если законопроект поддержит большинство депутатов от общего количества, законопроект будет передан в Совет Федерации для одобрения. Где он тажке должен быть одобрен большинством голосов от общего числа.
После одобрения законопроекта Советом Федерации, он уже поступает на подпись Президенту РФ.
Если Президент РФ подписывает закон, он считается окончательно принятым. После чего подлежит официальному опубликованию и вступает в силу в определенный срок. По общему правилу, срок вступления в силу закона составляет 10 дней после его опубликования. Но в этом законопроекте установлен отлагательный срок, по истечении 180 дней после его официального опубликования.
То есть, даже если законопроект пройдет все инстанции, раньше следующего года его можно не ждать.
А здесь ссылка на законопроект. Информация по ссылке с официального сайта законодательной деятельности и все движение по законопроекту будет отражаться в режиме реального времени.
Post scriptum. К этому законопроекту у меня двоякое отношение. Как водитель и участник дорожного движения, а еще как и плательщик череды штрафов, какое то регулирование техники должно только радовать... С другой стороны, пришел штраф, оплатил и забыл. Ни разу не обжаловал, но и не было оснований. Превышения скорости были, о работоспособности техники как то и не думал. Для себя принял решение - поживем и увидим. Прям ярой позиции занять не могу.
В связи с чем вопрос, а как считаете вы? Автовладельцам станет легче или хуже? Или никак не отразится?
А на этом у меня все. Спасибо за внимание!
Если есть вопросы или замечания, пишите в комментарии, постараюсь ответить на все. Если статья была полезной или интересной - вы знаете что делать.