Казалось бы, в этом заголовке есть парадокс и даже логическая нестыковка: разве не благосостояние семей позволяет вырастить нормальных детей, здоровых психически и физически?!
Да, отчасти я утрирую и делаю это осознанно.
- В бедных семьях хуже качество жизни.
- Меньше денег на нормальную еду для детей.
- Меньше возможностей дать им образование и предоставить интересный развивающий досуг.
- В бедных кварталах и бедных семьях, как показывает статистика, больше домашнего насилия.
- В бедных семьях часто бьют детей и пренебрегают их потребностями.
Это всё правда.
Однако мы живем теперь в такое время, где есть угрозы психологическому здоровью, которые при некотором анализе выглядят намного более серьезными, чем даже проблемы базового жизненного обеспечения.
Эти угрозы - смартфоны и планшеты с подключенным интернетом 24 часа в сутки.
Психологи и практикующие психотерапевты сегодня отмечают, что все больше людей, которые приходят к ним со своими проблемами, в процессе работы обнаруживают, что они не чувствуют себя в самом прямом смысле. Живут, не чувствуя тела.
На вопросы о том "Что ты чувствуешь? Опиши, какие у тебя ощущения в теле прямо сейчас?" психотерапевты получают ответы из серии "Ничего не чувствую". "Ну нормально".
Диалоги из серии "А что с правой рукой (ногой, частью тела)? Ты ее чувствуешь? Я вижу, что она у тебя неестественно выгнута, потому что явно напряжена". "Да? Ой, точно, а я не чувствую" - обычное дело.
И происходит это не потому, что эти клиенты парализованы. А потому что навык в буквальном смысле чувствования себя за годы ими был утрачен. И его приходится развивать вновь.
Одна из причин, по которым это происходит, - тот образ жизни, который диктует всем нам современное развитие цивилизации.
Отставим мысленно проблемы взрослых людей, перспективы детей и на пару слов затронем базовые вещи психологии.
Суть человеческого проживания на земле состоит в том, что человек не может не реагировать на возбудители и раздражители.
Это наше физиологическое и психическое устройство. У нас такой "дизайн" - это всё заложено в теле и той сложной системе отношений психики и физиологии, комплексом которых является каждый из нас.
В этом мы не отличаемся от зверей и всего живого. (Слава Богу!).
Если перед глазами появляется раздражитель, то в теле появляется реакция - автоматическая, мгновенно и сначала ВНЕ участия нашего сознания. До того, как мозг придумывает объяснение и выбирает способ "цивилизованного" реагирования на ситуацию, у нас уже есть реакция тела.
Суть правильного подхода состоит в том, чтобы человек замечал и успевал распознавать именно СВОЮ персональную реакцию на раздражитель. Мы все разные и потому реакции тоже разные. И если для одного торт на картинке (видео, билборде) - это "вау! хочу!", то для другого "фу, жирный крем, мне противно".
Если перед нами реальная опасность или образ опасности - картинка с монстром или видео с чем-то пугающим, то нормальная реакция тела и мозга выражается в установке "Бей или беги!".
Проблема современных людей состоит в том, что они не успевают замечать свои реакции на все раздражители. Потому что этих раздражителей стало катастрофически МНОГО.
Человек едет в машине по дороге. На него "валятся" билборды (в т.ч. полноценные ТВ-экраны с мелькающими видеороликами!), вывески, рекламные образы на бортах автобусов. Дополните это звуками радиостанции из динамиков. И это - только крошечная часть дневных раздражителей в современном городе.
В течение дня сегодня люди по собственной воле обрушивают на свой мозг и чувства дополнительное гигантское количество раздражителей.
Есть исследования о том, что средний человек сегодня потребляет за день количество информации и визуальных впечатлений ( = раздражителей), которое средневековый крестьянин не получал даже за всю свою жизнь.
В чем суть проблемы?
МЫ НЕ УСПЕВАЕМ ОТРЕАГИРОВАТЬ.
И еще хуже - мы не успеваем распознать - а что, собственно, чувствуем. Не успеваем отнестись к тому, что на нас валится. Мы не успеваем заметить: "я испугался (испугалась)", "это вызывает у меня злость", "этот образ действует на меня возбуждающе",, "я завидую этому", "это отвратительно и я чувствую дискомфорт в животе, меня тошнит".
Образы валятся с такой скоростью, что успеть отреагировать на них в нормальном режиме и распознать свою реакцию НЕРЕАЛЬНО.
В результате все это валится в зону неотреагированных раздражителей и застревает там огромным остановленных импульсов тела.
Предел накапливания у всех людей разный, но в среднем не такой уж и большой. Поэтому через какое-то время человек вообще перестает ощущать себя - настолько много у него накапливается неотреагированного и нераспознанного. Ну, а после этого тем, кому повезло не игнорировать себя (или когда не делать что-то уже невозможно), и начинается работа с психотерапевтом. И открытия типа "я не чувствую тела".
Так вот хуже всего в этой ситуации приходится новым поколениям: никогда ранее на мозг человека не валилось такое количество раздражителей с первых дней жизни.
А теперь добавляем в этот дикий замес заботливых родителей, которые вручают маленьким детям смартфоны и планшеты. В том числе тогда, когда с этими детьми не хочется заниматься и быть в контакте (устал(а), нет времени, надо работать, хочется отдохнуть и переключиться самим и т.п.).
Все современные медиа-технологии интуитивно просты для освоения. Гении-разработчики в крупнейших мировых компаниях не зря едят свой хлеб. Дети быстро обучаются смотреть бесконечный поток роликов в Тиктоке и на ютубе и скроллить бесконечные ленты с картинками в соцсетях.
В результате дети получают прямо в свой формирующийся мозг
а) огромное количество раздражителей (в т.ч. пугающих или даже опасных - лично для них), на которые они в силу отсутствия опыта не способны нормально отреагировать, поскольку не успевают их распознать,
б) огромное количество готовых образов и визуальных решений, которые не только не стимулируют мозг развиваться, но и даже уничтожают его возможности для развития.
Любой психолог и специалист по развитию подтвердит вам нехитрую мысль: развитие начинается там, где есть свободное пространство для этого, выбор и возможности для фантазирования. Готовые решения не стимулируют.
Это означает простой факт: книжки, которые читает сам ребенок или которые ему читают вслух, развивают его креативность, воображение и мозг в разы круче, чем готовый мультфильм или кинофильм.
Да, банальность. Но кто сказал, что банальности не работают?
Образы в книге надо придумывать с нуля - образы в мультике или в кино уже придумал художник. Вплоть до костюмов и мимики героев.
Прочтите двум детям книгу и попросите их описать героев, которые возникли у них в голове, - они будут разными. Если оба ребенка посмотрели кино, разницы готовых героев у них в головах не будет.
Аудио-книга, которую слушает ребенок, неизбежно заставляет его "рисовать кино" в своей голове. (Во времена СССР это, кстати, очень хорошо делали грампластинки). Это стимулирует зоны, ответственные за творчество, воображение и фантазию.
Строительство домашнего шалаша из стульев и подушек дивана стимулирует креативность. Игра в готовый кукольный дом, каким бы он ни был шикарным, - уже не так.
Внимание: всё это - НЕ оправдание нищебродства.
И это не пожелание выкинуть из домов все хорошее и играть с детьми в мусор и хлам.
Это объяснение того, как устроен человеческий мозг. И почему самые креативно тупые дети, вообще не способные на фантазию и творчество, зачастую вырастают именно в состоятельных семьях, где - вроде бы! - родители дали "все возможности для развития". И таскали в зубах по кружкам и водили на премьеру каждого нового фильма.
Все, кто жил в СССР, знает "феномен бабушкиного ковра" - это когда ты лежишь вечером или днем на кровати, куда тебе отправили засыпать, и из геометрических узоров советского ковра перед твоими детскими глазами появляются фантастические звери и другие существа.
Суть детского творчества и фантазии состоит в том, что при желании даже самую пустую комнату, в которой оказался ребенок, он может представить чем угодно - его у него развиты отделы мозга, которые отвечают за воображение. Хоть пещерой, хоть дворцом, хоть равниной поля.
Но родители из самых лучших - конечно же! - побуждений делают ровно наоборот: они превращают комнаты детей в готовые решения - в "комнату принцессы", в "гараж диснеевских автомобилей" и т.п. Стены оклеиваются обоями с готовыми образами. На потолках рисуют солнце, звездное небо и луну.
Тень на потолке от ветки дерева в летнюю лунную ночь заставляет нас фантазировать. Уже нарисованная на потолке луна - вообще никак.
Домысливать НЕЧЕГО. Пространство для фантазий сжимается. Потому что любое готовое решение - это рамки. А любое пустое пространство - это возможности.
Вот и получается, что когда имущие родители из самых лучший побуждений покупают детям гаджеты (смартфоны, планшеты, ноутбуки, компьютеры) и готовые решения - не конструктор, а готовую машинку, например - то тем самым, как ни странно, они делают современным детям лишь хуже.
Следующий круг ада - это бесконечное обучение детей всему, забитое - и тоже из лучших побуждений - в любую дырку детского свободного времени. Драмкружок, кружок по фото, рисовать и петь охота - вопрос, кому именно "охота". Ребенку? Да ладно. Чаще всего - родителю.
В итоге у детей нет свободного времени, чтобы "просто потупить" - не в смартфон, а в стену. В небо. В окно. Да куда угодно, хоть в никуда. Надо постоянно что-то делать, делать, делать, делать. Последствия разгребают психотерапевты. На фоне рыданий родителей "Но я же хотел(а) как лучше!".
Как уже говорилось выше, дети сегодня с самого детства приучаются жить в ситуации, когда они не успевают отреагировать на дикое количество визуальных (а также аудио) раздражителей, которые на них обрушивают тикток и ютуб-каналы, соцсети, всевозможные игры, мультфильмы и т.п. Распознать их и даже заметить, обнаружить.
Вот так и получается, что мы приходим к парадоксальному выводу о том, что вырасти психически здоровыми в нашем новом странном обществе с безумным темпом жизни и девятым валом информации смогут дети из бедных семей.
А может даже из самых-самых бедных. Тех, где ребенку скажут "на интернет денег нет - иди играй на улицу" - и он будет играть с другими и создавать свои миры там из того, что есть. Домысливая себе оружие из сломанной ветки дерева, а корабль - из скамейки. Не в дополненной реальности, а в РЕАЛЬНОЙ реальности.
В отсутствие смартфона, куда утыкаются поголовно все, такой ребенок будет вынужден смотреть на мир и исследовать его, как исследовали мир дети в эпоху до-смартфонов. Своими руками. Своими ногами. Своими носами, ушами и глазами.
Со сбитыми коленями. Но зато с воспоминаниями о том, как пахнут цветы в дальнем углу старого сквера и как блестит бутылочное стекло, которым с другом пытался поджечь траву.
Да, смартфон конечно же будет у друга или подруги. Да, можно смотреть мультфильм/ролик/кино на экранчике и вдвоем. Но все равно разумное ограничение потребления информации выглядит все более нормальной стратегией в нашем безумном мире.
И когда он(а) без смартфона будет ехать на автобусе, то станет крутить головой по сторонам - в самом прямом смысле. Замечать, как устроено пространство вокруг. Как выглядит город, по которому он(а) едет. Как выглядят люди и чем они отличаются друг от друга. Смотреть на этот мир своими глазами, а не через экранчик.
И в этом нормальном жизненном темпе у ребенка по крайней мере появляется небольшой шанс научиться ЗАМЕЧАТЬ - и жизнь, и себя, и то, что с ним происходит.
А это, в свою очередь, дает шанс замечать реакции своего тела и успевать реагировать на раздражители. Распознавать - что нравится, а что не нравится. Чего хочется, а чего не хочется.
Именно такие люди в это безумное время получат шанс - не гарантию! но шанс - вырваться из диктатуры соцсетей, медиа и других субъектов огромной и оголтелой армии манипуляторов.