С чего начинается театр, мы уже знаем, а вот с чего начинается творческий путь того, кто хочет играть на сцене, расскажет Денис Долбышев. Актер Вологодского ТЮЗа, который переехал к нам из Красноярска, не только участвует почти во всех спектаклях, но и преподает в колледже искусств.
- Что привело вас в эту профессию?
- Я с детства хотел быть артистом. Моя первая роль была в младшей школе, мы играли алфавит. Потом был театральный кружок. После выпускного – поступление в Красноярский институт искусств. На 4 курсе мы ездили в Ярославль на фестиваль выпускников театральных институтов «Будущее театральной России», где играли спектакль. Там меня заметили и пригласили работать в Вологду. Я здесь с 2010 года, обожаю этот город. Здесь хорошо, спокойно, по-домашнему уютно. В Красноярск никогда не тянуло, это огромный город-миллионник. Мой дом в Вологде. Здесь я встретил свою жену, здесь появился на свет наш ребенок. Я сюда врос корнями и считаю себя вологжанином.
- Любимый литературный персонаж?
- Это сложный вопрос. Я каждого оцениваю с позиции «Хотел бы я его сыграть?», а сыграть я хотел бы все. Чем больше, тем лучше (смеется). И если я назову кого-то одного, это не значит, что других я сыграть не хочу. Например, Ричард IIIиз шекспировской пьесы – мне нравится тема власти, на что человек может пойти ради нее. Чувствую огромное уважение к творчеству Валентина Распутина, но не смогу выделить одно произведение и одного героя.
- Какой спектакль вы могли бы играть каждый день?
- «День рождения кота Леопольда». Этот спектакль мне нравится, потому что он старше меня. В России спектакли-долгожители можно пересчитать по пальцам. Это, например, «Синяя Птица», поставленная Станиславским. А в ТЮЗе это спектакль «День рождения кота Леопольда». В этом году ему исполняется 37 лет. Его приходят смотреть целыми поколениями: папы, которые видели его в детстве, приводят уже своих детей. Я бы хотел, чтобы моя дочь посмотрела этот спектакль, а потом привела бы свою дочь. Это традиция, которая связывает поколения. Легче всего все потерять, а сохранить, чтобы что-то жило вечно, куда сложнее… Искусство должно жить вечно. Хотя театр – это не то искусство, которое живет вечно. Все спектакли происходят здесь и сейчас, они живут и умирают. Даже записанные на пленку – они другие. Поэтому театр намного сложнее, чем кино. Там ты можешь много раз попробовать, и один из дублей окажется удачным, а на сцене у тебя такой возможности нет. Зрители купили билет сегодня и пришли смотреть спектакль сейчас, ты не имеешь права сыграть плохо. Второго шанса нет.
- Помимо театральной деятельности вы преподаете. Как вы себя раскрываете в этой работе и как раскрываются ваши ученики?
- Я преподаю в колледже искусств на актерском отделении. Поступать приходят ребята, которые боятся себя. Боятся сказать лишнее слово, отстоять свое мнение, думают: «А если оно не совпадет с мнением педагога, это же будет неправильно?» Такое продолжается вплоть до 4 курса. Боязнь ошибки есть абсолютно у всех поступающих.
Недавно после спектакля меня спросили, какой подход я нахожу к студентам. Не знал, как ответить, потому что в этой профессии каждому нужно искать отдельный путь. Задача - не сделать всех одинаковыми, а помочь каждому раскрыть что-то свое. И это «свое» можно очень долго раскапывать, но это самое интересное – найти в человеке то, что в нем прекрасно, то, о чем он хочет сказать. Так или иначе, у каждого артиста есть своя тема, о которой все его творчество. Как говорил один великий актер: «Если в пьесе есть слово «мама», то уже есть что играть». Нужно помочь каждому студенту найти свою тему, чтобы он не просто выходил и говорил текст, а понимал, ради чего он это делает, что он хочет донести зрителю. Мы смотрим очень много фильмов, спектаклей, ходим на выставки. Нужно постоянно искать, где ты, где твое больное место, о чем тебе хотелось бы говорить. Театр исцеляет. Разбираясь в персонаже, ты разбираешься в себе.
- Талант или старание?
- Даже не старание, а работа. Некоторые артисты говорят: «Я жду, когда ко мне придет вдохновение, когда оно на меня нахлынет, я буду творить». Хочется спросить: «А все остальное время ты что делаешь? За что ты получаешь деньги все остальное время?» Как сказал Лев Толстой: «Ни дня без строчки». Работа артиста заключается в поиске. Знакомиться с людьми, общаться со всеми подряд, узнавать личности.
Недостаточно только выучить текст, нужно понять личность персонажа. Что это за человек? Какой он? Какой у него характер? А есть ли во мне это и, если есть, в каком виде? Я за то, чтобы, играя злодея, искать и в себе это зло. Оно же есть в каждом. Если ты играешь Раскольникова, надо попытаться найти в себе точки соприкосновения с персонажем, чтобы понять мотивы его действий. Вот почему ты так поступаешь, вот как ты себя оправдываешь, вот что тебя здесь ведет - в этом и заключается работа. Роль удается, когда ты постоянно находишься в репетиции.
Текст: Александра Глазунова
Фото: Арина Перова
Журнал "Рандеву" №2/147 май 2021