Найти тему
СМИБС

Из лекции Николая Рымаря "О поэтике "фигуры" в творчестве Р. М. Рильке"

Чтобы была жизнь, её надо терять, и заново приобретать, жить на этой границе."

С видеоверсией лекции можно познакомиться здесь:
https://www.youtube.com/watch?v=0kJMQw9pDuI

Хорошо всё, что случается

из лекции Николая Тимофеевича Рымаря «Поэтика «Песни о любви и смерти корнета Кристофера Рильке»

Рассказ «Песнь о любви и смерти корнета Кристофера Рильке» получил в своё время неоднозначное отношение. Сам Рильке неоднократно возвращался к нему и дорабатывал, будучи уже известным, зрелым поэтом (1906 г.), а первый его вариант относится к раннему Рильке (1899 г.). Рильке написал этот рассказ на волне острых переживаний от прикосновения к реальным фамильным документам своих прямых предков 17 века. Рассказ написан в одном порыве, за одну осеннюю ночь при свете свечей, которые задувал ветер и при свете луны, на которую всё время наплывали облака. Особо сильное впечатление на него произвёл документ, в котором говорилось о гибели корнета Кристофера Рильке во время I Турецкой войны. С этого документа Рильке начинает свой рассказ. Документ приведён без изменений.

Первое издание не получило широкого отклика, второе было выпущено массовым тиражом и было продано 10 000 экземпляров, последующие бесчисленные прижизненные издания насчитывали уже 200 000 экземпляров, а сейчас уже более миллиона экземпляров.

Книга «Песнь о любви и смерти корнета Кристофера Рильке» о причастии к жизни, и к мировому целому. Она стала культовой книгой в одном ряду с бестселлерами XX века. Для сотен тысяч молодых людей, юных солдат она стала важной книгой жизни. Она задела нерв эпохи начала XX века, получила мощный душевный отклик. Читатели читали эту книгу переживая самих себя, переживали свою жизнь, свою собственную суть, в том числе невоплощенную нереализованную свою внутреннюю возможность, которая так и не состоялась. Но вот же она описана в книге! Это же отчасти я. Здесь и мотивы тоски, одиночества, потребности в любви; любовь, страдания, страхи, надежды, страсти. Стремление к полноте трагической и прекрасной жизни.

В названии стоит «песнь», но гораздо ближе здесь «музыка», мелодия, на которую можно положить слова и песни. Музыка трагической и прекрасной жизни.

В начале идёт повествование о движении и ничего о смысле движения. Бесцельное движение в пустоту. Одна тоска, к чему мужество? Раздаётся вопрос для чего идём? Чтобы вернуться. И появляется мотив причастия (лепесток розы на прощание). После прощания должна быть встреча. Здесь показана и острота переживания. Чтобы была жизнь, её надо терять, и заново приобретать, жить на этой границе. Сразу после первого стихотворения возникают мотивы женщины, любви, вот для чего надо вернуться – вот, где настоящее, а то что здесь происходит - другое. Скрыто проявляется мотив судьбы.

Вот так набирается целый ряд мотивов, которые развёртывают в общем – то простую историю, раскрывают её внутренние смыслы. Мотивы матери, невесты, судьбы, прощания, встречи, смерти, Мадонны, матери молящейся о тебе, мотив любви. Ярко показа н и мотив сна, бесконечное чередование и пробуждение в другом сне.

Сцена письма матери показывает нам освобождение от страха, тоски и забот. Теперь «я часть этого мира. Отдаюсь и растворяюсь в этом мире, принимаю судьбу». Забытьё, отказ от себя. Хорошо всё, что случается.

В «Песни о любви и смерти корнета Кристофера Рильке» видится и будущее Рильке. Открытость жизни и принятие, жизнь в потоке. Соединение всех мотивов прослеживается и у позднего Рильке.

https://www.youtube.com/watch?v=0kJMQw9pDuI

*Так же подробную информацию можно найти на сайте СМИБС *

Подписывайтесь на канал! Будет интересно