Самая известная сделка человека с Дьяволом в мире принадлежит доктору Фаусту, ставшему прототипом многих персонажей в литературе, музыке, живописи. Сама идея заключения такой сделки - обретение некой способности или качества в обмен на душу человека после смерти - всегда привлекала воображение писателей и читателей. Поэтому помимо самого Фауста, известного миру большей частью благодаря поэме Гёте, существует много других литературных историй, в основе которых персонажи, положительные и отрицательные, вступают в связь с Дьяволом и заключают различные договоренности. Вот несколько таких произведений.
Р.Л. Стивенсон “Сатанинская бутылка” - мистическая история, написанная в сказочном стиле о сделке с дьяволом. Главный герой гаваец Кэаве мечтает избавиться от своей бедности и случайно становится обладателем бутылки с чертом внутри, приносящей богатство и исполняющей желания. Продавший её человек честно предупреждает Кэаве, что если обладатель бутылки не успеет избавиться от нее в течение жизни - его душа обречена на вечные муки в аду. Бутылку можно только продать, и цена продажи должна быть ниже, чем та, которую заплатил нынешний владелец. За годы путешествия по миру бутылка практически ничего не стоит, ее стоимость и так минимальна, и вскоре продать её будет просто невозможно. Но любовь, сообразительность и везение в этой истории оборачиваются для Кэаве счастливым концом, что так редко бывает при сделке с дьяволом:)
Дж. Крюс “Тим Талер или проданный смех” - детско-юношеская философская история о мальчике Тиме Талере, заключившем сделку с случайным знакомым в клетчатом костюме по имени Чезаре Трёч. Устав от сложной жизни, потери близких людей, постоянной бедности и жестокого обращения с ним мачехи и сводного брата, встретив Чёрта ( а Трёч оказывается именно им), Тим решает обменять самое дорогое, что у него осталось - свой веселый смех- на способность выигрывать любые пари. Но, как и следовало ожидать, такое умение не приносит ему счастья, и мальчик пытается разыскать Трёча, чтобы вернуть радость к жизни. Благодаря помощи друзей и лазейке, которую они обнаруживают в договоре с Дьяволом, все заканчивается благополучно.
О. Уальд “Портрет “Дориана Грея” - самое неоднозначное и нашумевшее произведение Оскара Уальда. Некогда чистый душой и прекрасный Дориан встречается с Лордом Генри, его змеем искусителем, который посеял в его неопытной и неокрепшей душе губительные зерна сомнения в праведной жизни, рассказал о прелестях порока и разврата. Дориан не заключает осознанной сделки с дьяволом, это происходит в душевном порыве - он выражает свое желание оставаться вечно молодым и красивым, и готов продать за это душу. Но он был услышан, и высказанное сбывается - душа начинает разлагаться, а вместо Дориана изменяется его портрет. Это роман не только мистическая история, в первую очередь это философское размышление о нравственности. Герои много рассуждают о нормах морали, внутренней свободе и запретах, совести и страстях. Уальда обвиняли в пропаганде аморальности, но если обратиться к сюжету и финалу - становится ясно, что за взращивание своих пороков герой понес ужасную расплату.
Р. Л. Стивенсон “Загадочная история доктора Джекила и мистера Хайда”
Эта история отличается от общего списка, потому что главный герой доктор Джекил на первый взгляд никаких сделок, сознательных или неосознанных, с Дьяволом не заключал… Джекила занимает идея сосуществования нескольких сторон личности в одном и том же человеке, светлых и темных сил. Ведя респектабельную и добропорядочную жизнь, Джекил оставался несчастен, потому что был вынужден подавлять свою худшую сторону, свои глубинные темные желания, тягу к порокам и жестокости. Он изобрел эликсир, дающий возможность разделить две личности, и принимать по очереди два разных облика - периодически выпуская беспринципного и аморального мистера Хайда, давая выход своим темным проявлениям. То есть сам доктор Джекил выступает и в роли змея искусителя, и черта, и исполнителя дьявольского договора. С помощью своего изобретения он сам себе дает такую способность и возможность - жить двойной жизнью. Это сделка если не с дьяволом, то со своей совестью и душой, которая конечно не может пройти безнаказанно - темная сторона в лице Хайда берет окончательно власть над Джекилом..
О. Бальзак “Шагреневая кожа” - история отчаявшегося и уставшего от жизни героя Рафаэля, собравшегося сводить счеты с жизнью на мосту Сены. Волей случая он попадает в антикварную лавку, где старик-антиквар показывает ему шагреневую кожу с надписью “Обладая мною, ты будешь обладать всем, но жизнь твоя будет принадлежать мне. Так угодно Богу. Желай — и желания твои будут исполнены. Однако соразмеряй свои желания со своею жизнью. Она — здесь. При каждом желании я буду убывать, словно дни твои. Хочешь владеть мною? Бери. Бог тебя услышит. Да будет так!” То есть недвусмысленно дается понять, что за каждое даже неосознанное желание дни будут укорачиваться. Но какое это имеет значение для Рафаэля, который только что стоял на мосту, приготовляясь добровольно расстаться с жизнью? После обретения богатства, благополучия и найдя любовь, отношение к смерти героя разумеется меняется, и шагрень становится не спасением, а проклятием, от которого нет возможности избавления.